История России показывает, что здесь всегда в первую очередь происходят дворцовые перевороты. Народная революция приходит позже.
Американский аналитический журнал The American Interest оценил возможности захвата власти в Кремле “военной хунтой”.
5 лет назад, когда тогдашний премьер-министр Владимир Путин заявил о намерении заменить Дмитрия Медведева на посту президента, российские интеллектуалы впали в отчаяние. Они не видели никакого конца путинскому режиму и предсказывали, что Владимир Владимирович проведет еще одну “рокировку” со своим младшим партнером в 2024 г., напоминает издание.
Но затем, два года спустя, после того как Путин аннексировал Крым и вторгся в Украину, многие представители российской интеллигенции поняли, что это начало конца для Путина. В том, что большинство населения России увидело танец триумфа на мировой сцене, либеральное меньшинство распознало смертельную агонию режима.
“Однако очень немногие осмеливались высказывать тогда подобные мысли вслух. После падения Советского Союза российские либералы каждый раз испытывали горькое разочарование, поэтому в их публичных оценках возобладала осторожность. Увы, 2015 г. наступил и ушел, а Путин по-прежнему находится в Кремле. Но то, что раньше было только шепотом, сегодня имеет вид публичных дебатов о том, что случится после того, как царь будет свергнут. Дни путинского режима, безусловно, сочтены, и умные наблюдатели смотрят в поисках разброда среди российской элиты”, – пишет автор статьи.
Доступ к ресурсам в России принадлежит исключительно внутреннему кругу Путина, который состоит из силовиков (в основном это его бывшие коллеги по КГБ) и ряда крупных бизнесменов, считающихся личными друзьями Путина. Две основные черты отличают внутренний круг Путина от олигархов ельцинской поры: Путин лично гарантировал права собственности своим людям, которые создают свои состояния путем доения федерального бюджета, как правило, являясь единственными бенефициарами завышенных федеральных контрактов. По мере падения нефтяных цен государственный пирог сокращается, и появляется все больше и больше недовольных, говорится в публикации.
На самом деле, Путин оказался настолько безжалостно успешен в консолидации личной власти, что возникновение широкого бунта имеет крошечные шансы. Дворцовый переворот все еще возможен и более вероятен. Внутренний круг Путина включает две группы с разными интересами: сколько бы Тимченко и Ротенберги не заявляли о своей поддержке внешней политики Путина, они по-прежнему, в первую очередь, заинтересованы в зарабатывании денег. В то же время силовики, безусловно наслаждающиеся прибылями от теневых дел, имеют совершенно иное, искривленное, милитаристское представление о мире.
Силовики в силу своего милитаристского параноидального мировоззрения неспособны предпринимать шаги, которые, по крайней мере, стабилизировали бы экономическую ситуацию в стране. Они полагают, что их войны необходимы как залог долгосрочного успеха России во враждебном мире, ведомом США и нацеленном на уничтожение России, отмечает автор статьи.
“На данный момент выглядит так, что Путин в ладах с милитаризмом. Но если он поведет себя нерешительно, возможно, в пользу обещаний, сделанных им своим деловым друзьям, силовики не колеблясь сместят его. С абсолютным контролем над вооруженными силами у них есть все средства для осуществления этого. И если силовикам уже мешает лидерство Путина, то массовые митинги недовольного внутренней политикой народа могут обеспечить идеальный предлог для начала переворота. Как парадоксально будет увидеть военную хунту, захватившую власть в Москве и состоящую из тех людей, которые ложно обвинили революцию на Майдане в установлении в Киеве режима “фашистской хунты”, – резюмирует американское издание.