Шестой саммит БРИКС проходит 15-16 июля в Бразилии, где страны этой группы утвердят создание Нового банка развития и договор об общем Пуле условных валютных резервов. Этими решениями БРИКС намерены заложить основу собственной общей финансовой системы, ограничив ведущую роль «западных» финансовых институтов МВФ и Всемирного банка.
Создать общий банк и валютные резервы группа БРИКС решила, чтобы повысить свою независимость от структур, в которых решающую роль играют США и Европа. Многие страны БРИКС недовольны медленной реформой МВФ, в котором «быстро развивающиеся страны» считают свои квоты голосов при принятии решений недостаточными.
Новый банк развития будет создан в ближайшие 7 лет с начальным капиталом 50 млрд долларов. Свои вклады в равных долях внесут Бразилия, Индия, Китай, ЮАР и Россия, – сообщило бразильское председательство саммита. Банк будет финансировать инфраструктурные проекты, тем самым стимулируя темпы роста экономики в странах БРИКС. Особенно это актуально для России и Бразилии, где на этот год прогнозы роста не превышают 1% ВВП.
Общий «пул условных валютных резервов» предусмотрен в размере 100 млрд долларов. Это, своего рода, виртуальный фонд БРИКС: вклады в «пул» буду находится в национальных бюджетах и использоваться для взаимопомощи. Самый большой вклад – 41 млрд – пообещал Китай. Резервы могут быть использованы, чтобы «закрывать» бюджетные дефициты и удовлетворять краткосрочную нехватку ликвидности какой-либо страны БРИКС.
Китайский лидер Си Цзиньпин в Бразилии будет решать и сугубо национальные задачи: он впервые встретится с президентом ЮАР Джейкобом Зумой и новым премьером Индии Нарендрой Моди. В четверг, 17 июля, в столице Бразилии пройдет первый форум Китай-Латинская Америка (в прошлом году из 90 млрд долларов зарубежных инвестиций 16,5 Китай вложил в этот регион).
Агентство Франс-Пресс указывает, что встреча БРИКС в Бразилии – первый международный саммит для президента России Владимира Путина после его изгнания из «большой восьмерки». Перед бразильской встречей Путин снова подверг критике зависимость мировой валютной системы от доллара и валютно-финансовой политики США. Он также предложил БРИКС создать общую систему защиты от односторонних санкций.