Военные расходы Кремля растут с каждым днем, разрушая экономику страны. Но, похоже, Москва не намерена останавливаться.
Об этом пишет Сергей Гуриев, профессор экономики парижской Школы политических наук (Sciences Po), бывший ректор Российской экономической школы (Москва).
В День Победы на Красной площади состоялся самый масштабный военный парад со времен распада СССР. Среди армейских новинок был представлен и танк Т-14 Армата. Когда машина заглохла во время репетиции, люди тут же принялись шутить: “Разрушительная сила Арматы неимоверна — один танковый батальон в состоянии уничтожить весь российский бюджет”.
Это, конечно, преувеличение (танк стоит около $8 млн), но шутка демонстрирует характерный пережиток советских времен: непомерные траты на армию. Военные расходы Кремля угрожают состоянию экономики России, которое и так ухудшилось из‑за снижения цен на нефть и санкций Запада. Но, похоже, Москва не намерена думать об экономии. В последние месяцы рост военных расходов резко увеличился.
Бюджет 2015 года, разработанный правительством РФ прошлым летом, был рассчитан исходя из того, что стоимость нефти останется на уровне $100 за баррель, годовой рост ВВП составит 2 %, инфляция не превысит 5 %. Но цены на нефть рухнули, рост экономики сократился, а инфляция достигла двухзначных показателей.
Российские власти долго отказывались признать реальность. Пересмотренный бюджет Владимир Путин подписал лишь в прошлом месяце. Хорошая новость в том, что документ предусматривает реальное сокращение расходов примерно на 8 %.
Тем не менее из‑за низких цен на нефть и сокращения экономики дефицит вырастет с 0,5 % до 3,7 % от ВВП. Это серьезная проблема: несмотря на то, что суверенный долг РФ составляет всего 13 % ВВП, из‑за санкций страна лишена доступа к глобальным финансовым рынкам и не может брать кредиты.
Так что единственный способ, которым российское правительство может профинансировать свой долг,— запустить руку в резервный фонд. Поскольку денег в фонде немного (всего 6 % от ВВП), с его помощью РФ сможет удерживать дефицит на уровне 3,7 % не более двух лет; затем ей придется либо уйти из Украины, чтобы добиться снятия санкций, либо провести серьезную бюджетную корректировку, сопряженную с большими политическими рисками для Путина.
Но даже этот сценарий может оказаться чересчур оптимистичным. Бюджетные данные показывают, что в первые три месяца 2015 года военные расходы превысили 9 % квартального ВВП — это вдвое больше, чем планировалось.
Иными словами, Россия уже потратила больше половины своего военного бюджета-2015. Если так пойдет и дальше, резервный фонд истощится еще до конца года.
Тот факт, что сейчас военные расходы съедают резервный фонд,— следствие решения, принятого после серьезных дискуссий. Спор начался еще в 2011 году. Тогдашний президент Дмитрий Медведев предложил увеличить военные расходы на $600 млрд — с 3 % до более 4 % ВВП — в ближайшие десять лет. Когда министр финансов Алексей Кудрин возразил, что Россия не потянет такие расходы, его тут же уволили. Вскоре после этого план Медведева был принят.
Цель Кремля оказалась невероятно амбициозной — и по российским стандартам, и по мировым. Сейчас расходы на оборону в большинстве европейских стран не превышают 2 % ВВП; Китай тратит немногим более 2 %, а США отдают на оборону 3,5 % ВВП. По данным Всемирного банка, всего девять стран в мире (среди которых Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Израиль) тратят на армию более 4 %.
Россия просто не в состоянии выдержать перенаправление такой ощутимой доли бюджета на оборону. Более того, ее оборонная индустрия не может производить современное оборудование так быстро. С момента принятия плана страна пережила немало коррупционных скандалов. И все же в этом году реальные расходы на оборону остались на уровне 3 % ВВП.
Похоже, правительство России куда меньше заинтересовано в инвестировании в новейшие разработки, чем в оказании поддержки пророссийским боевикам на востоке Украины. Возможно даже, что Кремль готовит масштабное наступление в ближайшие месяцы. С другой стороны, за ростом расходов могло и не стоять никакой стратегии — вполне вероятно, что война попросту обходится Путину дороже, чем он рассчитывал.
Какой бы из вариантов не оказался правдивым, экономическая логика Кудрина сегодня даже более справедлива, чем в день его увольнения. Если Россия в благополучные времена не могла себе позволить повышение военных расходов до 4 % ВВП, что уж говорить о нынешней ситуации, когда цены на нефть достигли дна, а санкции Запада продолжают действовать. Конечно, можно надеяться на то, что черное золото вновь подорожает, такое случалось не раз. Но везение Путина может и закончиться в самый неподходящий момент, подобно заглохшему двигателю Арматы на Красной площади.