Новости мира

Забытая война за острова – Россия против Японии, – The National Interest

О территориальных претензиях и стратегической роли Курильских островов пишет обозреватель Diplomat Мина Поллман.

Последние несколько лет внимание к территориальным проблемам Азии было в основном сосредоточено на Китае, который имеет массу споров с соседями, включая Японию и многие другие страны в юго-восточной Азии. Остается проблемным менее обсуждаемый, но по-прежнему стратегически важный спор между Японией и Россией за Южные курильские острова, которые Япония часто называет Северными территориями.

Курилы представляют собой гряду из более чем пятидесяти островов которые простираются к северу от Хоккайдо в Японии до Камчатки в России. В настоящее время острова находятся в ведении Москвы, и были под фактическим контролем России с окончания Второй мирровой войны, после разгрома Японии. Тем временем Токио претендует на четыре острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), утверждая, что эти территории были незаконно аннексированы Советским Союзом после войны.

Острова часто упоминаются в связи с их ценностью с точки зрения энергетики и ресурсов, но они также имеют и ключевое стратегическое значение. По этим критериям Курилы важнее для России, чем для Японии, поскольку они дают России военно-морской выход к западной части Тихого океана и играют критическую роль в российской ядерной стратегии. Как ни печально для Японии, поскольку стратегическая ценность островов для России в последние годы только растет, то готовность Москвы идти на компромиссы по этому вопросу, похоже, пропорционально уменьшается.

Российское военное командование считает, что контроль над Курилами имеет решающее значение для поддержания доступа Тихоокеанского флота в Тихий океан. Остова связывают океан с Охотским морем. Таким образом, российские военные руководители утверждают, что они не могут отдать острова Японии, поскольку это приведет к уменьшению эффективности российского Тихоокеанского флота и понижению безопасности России, так как Москва лишится беспрепятственного доступа к открытым морям. Этот вопрос был важным двигателем в решении Сталина аннексировать Курилы в конце Второй мировой войны.

При том, что сохранение доступа к Тихому океану является важной проблемой для России, этот фактор – лишь одна из причин, почему эти острова настолько важны в стратегическом плане.

В 70-х годах они стали еще более важными из-за изменений в ядерной стратегии Советского союза, в частности разработки “бастионной стратегии”. Новое поколение ракет дальнего радиуса действия означало, что Советский союз мог держать свои подводные атомные лодки с баллистическими ракетами в хорошо защищаемых “бастионах”, таких как Охотское море, сохранив при этом возможность наносить удары по западному побережью Соединенных Штатов. В соответствии с этой новой доктриной, которая делает защиту подводных лодок в Петропавловске камчатском приоритетной задачей Тихоокеанского флота, Курилы стали еще более важными для России. Если бы Японии вернули эти острова, это бы значило что субмарины и авианосцы США смогли бы войти в Охотское море через пролив Кунашир и резко изменить баланс сил не в пользу Советского союза. Охота Вашингтона на ракетные подводные крейсеры стратегического назначения в начале 80-х годов также подпитывала советское желание удержать острова, чтобы защитить свой “бастион”.

Как важность “бастионной стратегии” изменилась со временем? Если, как и предсказывали некоторые аналитики, российские ракеты наземного базирования стали более уязвимыми, важность защиты сил морского базирования только возрастет, делая “бастионную стратегию” еще более важной. Тем не менее, значимость бастионов, и в частности стратегическая ценность Курильских островов, может уменьшиться, если российские технологии снижения шумности подводных лодок улучшатся настолько, чтобы Россия, как и США, могла легко развернуть свои подводные лодки в открытом океане. Другим фактором, который влияет на важность “бастионной стратегии” является географическая концентрация подлодок. Если Россия концентрирует все свои подводные лодки на Кольском полуострове и сокращает базу на Камчатке, то важность защиты уменьшившегося количества подлодок там будет только возрастать.

Согласно Инициативе по сокращению ядерной угрозы, число российских подводных лодок постоянно сокращается с момента распада Советского союза. Но из-за всплеска доходов от продажи нефти в начале 2000-х, получил импульс проект военной модернизации России, с увеличением на 150% расходов на стратегические ядерные силы. Кроме того, $160 млрд было выделено на приобретение новых военных кораблей и подводных лодок до 2020 года.

Россия в последнее время переходит к большей концентрации ядерного оружия, на меньшем количестве подводных лодок. Но складывание большего количества яиц в меньшее количество корзин увеличивает вероятность ошибок, а также увеличивает важность защиты каждой отдельной подводной лодки. И если Россия хочет сконцентрировать из в Охотском море, то их желание вернуть Курильские острова Японии соответственно убывает.

Хотя легко списать конфликт Японии и России вокруг Курил как политическое и националистическое позерство, по крайней мере с точки зрения России на карту поставлены интересы безопасности. Поскольку значение, которое Россия придает этим островам, только увеличивается в связи с сохраняющейся “бастионной стратегией”, весьма сомнительно, что Россия будет готова идти на компромисс.

regional