Минимальная цена на водку снижена, время продажи спиртного увеличено, рост акцизов заморожен, цены на вино и шампанское попали под госрегулирование.
Столько беспрецедентных решений, и скупой набор слов вместо пояснений. Народ же дружно безмолвствует.
Может, хватит молчать? Давайте обсудим происходящее.
Итак, мы имеем цепочку событий. На первый взгляд, все они ведут к алкогольной катастрофе: к увеличению травматизма, смертности и заболеваемости алкоголизмом.
А может, не все так однозначно?
Попробую разобраться. Вначале – внешняя сторона дела.
Снижение цены на водку.
Решение, принятое Росалкогольрегулированием, вступило в силу с 1 февраля. До этого решения были заморожены акцизы на водку.
Глава регулятора заявил, что он видит “железобетонную связь” между стоимостью водки и ее продажами.
Значит, продажи было решено железобетонно увеличить.
Зачем? Мы потребляем мало крепкого спиртного?
Отсюда и отсюда.
Как видно, даже в сравнении с самыми водочными странами, совсем немало.
Тогда, все-таки, зачем?
Чиновники пояснили: увеличение продаж необходимо для… борьбы с контрафактом. Напомню, что контрафакт – это не суррогаты и не самогон. Это обычная водка, но с поддельными акцизными марками или вообще без них.
Каким образом снижение цены на водку на 30 рублей снизит количество контрафакта, в правительстве не уточнили.
Однако одну из проблем, которую вызовет увеличение продаж водки, в правительстве все-таки прокомментировали. Роль нарколога взял на себя член экспертного совета по развитию конкуренции (!) при правительстве РФ Вадим Новиков. Он заявил: “Роста алкоголизма из-за падения цены на водку не будет”. Но почему произойдет неведомое истории событие, он не рассказал. О прочих, куда более серьезных проблемах, которые возникнут после увеличения употребления водки населением, ни сказал никто. Даже представители Минздрава.
Увеличение времени продажи алкоголя.
Оно увеличено не везде и не сразу, но вектор однозначный. Объяснение такому увеличению то же: необходимость увеличения доходов бюджетов и все та же борьба с контрафактом.
Введение госрегулирования цен на вино и шампанское.
После его введения пока никаких шагов не предпринято. Однако заявлено, что введено оно для… борьбы с контрафактом. И опять без обоснований.
Итак, все действия властей при реализации текущей алкогольной политики однозначны. Власти стремятся увеличить производство и продажи крепкого алкоголя под флагом борьбы с контрафактом.
А может, все-таки не однозначны? Может, есть некий план, который поставит шлагбаум на дороге к алкогольной катастрофе?
Некий план есть. Но о чем он?
Существует проект дорожной карты по дальнейшему госрегулированию алкогольного рынка.
Предлагается стимулировать регионы к… увеличению продаж крепкого алкоголя. Для этого нужно радикально изменить принципы распределения акцизов на крепкий алкоголь. Предлагается стимулировать те регионы, которые обеспечивают больший уровень продаж водок, настоек и подобного. Принцип такой: чем больше продал, тем больше тебе федеральный бюджет направит акцизных денег. Двойной водочный профит.
Как это сделать регионам?
Механизмов много. Например, такой: можно упростить порядок выдачи лицензий путем уменьшения административных барьеров. Или такой: нужно разрешить продавать водку в отделениях связи, которые, как известно, есть везде, даже там, где нет магазинов. Пилотные площадки для реализации идеи были созданы заранее.
Резюме заявленного.
Реализуемые и предлагаемые меры должны привести к увеличению продаж крепкого алкоголя. Притом в то время, когда цены на некрепкий алкоголь неумолимо растут и его продажи падают.
Каждая мера призвана помочь борьбе с контрафактом. Как? Вопрос.
Не обсуждается влияние данных решений на потребление суррогатов алкоголя. Притом, не обсуждается как значимость данной проблемы, так и пути ее преодоления.
При этом почему-то совсем не предлагаются решения, которые действительно помогут в борьбе с контрафактом. Например, меры, касающиеся правоохранительных органов: план-задания для участковых, создание специальных подразделений в структурах ОВД или даже отдельной структуры по аналогии с Госнаркоконтролем, или, с учетом значимости проблемы, привлечение к данной работе ФСБ.
Правительство предприняло беспрецедентный комплекс мер, призванный увеличить потребление населением России крепких спиртных напитков. Не хватает разве что грамотной рекламной компании. Когда актёр-мачо и красотка-депутат будут отовсюду вопрошать: “Мы пьем самый русский продукт, и мы пьяны, красивы и успешны. Третьим будешь?”
ИМХО, Россию ведут к алкогольной катастрофе. Она уже началась – количество смертей от алкогольных отравлений с начала марта резко увеличилось. Зачем или ради чьей выгоды нам эта катастрофа, публично рассуждать не буду. Но проблему как специалист, занимающийся профилактикой и лечением алкоголизма, обозначить обязан.
Также я могу процитировать научные работы (а не Мединского) об исторических тенденциях алкоголизации в России, могу рассказать о водочном поясе Европы и его уникальных проблемах, и о том, и почему не нужно изобретать не только велосипед, но и полезные для здоровья граждан меры алкогольной политики России.