Новости мира

Сегодня решался вопрос об исключении Росии из Совета Европы

Участники не стеснялись достаточно жестких выражениях

В среду в британском парламенте состоялось специальное заседание по вопросу исключения России из Совета Европы.

Дебаты проходили не в главном зале заседаний Палаты общин, а в одной из многочисленных совещательных комнат Вестминстерского дворца.

Принимали участие в них далеко не все парламентарии, а лишь те, кого эта тема особенно заинтересовала и кого она касается в силу их непосредственных служебных обязанностей. И хотя собралось в общей сложности не больше десятка человек, преуменьшать роль дискуссии не стоит – выработанное в ходе ее общее мнение может стать основой для парламентского законопроекта.

Юридические основания

Открыл заседание инициировавший его парламентарий-консерватор Кристофер Чоуп.

Ссылаясь на многочисленные нарушения Россией правил и положений принятого в 1949 Устава Совета Европы, в частности, его статьи 3 (Каждый Член Совета Европы должен признавать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета) и основываясь на положении статьи 8 (Право на представительство любого Члена Совета Европы, грубо нарушающего положения статьи 3, может быть приостановлено, и Комитет министров может предложить ему выйти из состава Совета. Если такой Член Совета Европы не выполняет это предложение, то Комитет министров может принять решение о том, что страна, о которой идет речь, перестает состоять в Совете с даты, которую определяет сам Комитет), он настаивал на внесении Великобританией предложения об исключении России из Совета Европы.

Кристофер Чоуп провел параллели с другими международными организациями, в частности, с Британским Содружеством наций, из состава которого в разное время за различные прегрешения исключались Нигерия, Фиджи и Зимбабве.

Ни один из выступивших в ходе дебатов оппонентов Чоупа не отрицал явных нарушений со стороны России. Практически все сходились в крайне негативных оценках деятельности президента Путина и не стеснялись в достаточно жестких (“диктатор”, даже “тиран”) выражениях в его адрес.

Различие мнений

Тем не менее практически все они предложение об исключении России из Совета Европы отвергли.

Свою роль в этом сыграл, по всей видимости, и тот факт, что Кристофер Чоуп принадлежит к крайне правому, откровенно антиевропейски настроенному крылу консервативной партии.

Вопрос о членстве Британии в Евросоюзе – один из главных на предстоящих 7 мая парламентских выборах, и в канун выборов любая политическая проблема становится предметом острых внутриполитических дебатов.

Для оппонентов Чоупа очевидно, что внесение столь явно спорного предложения на рассмотрение Совета Европы неизбежно внесет раскол в и без того раздираемый противоречиями ЕС. А, как заметил консерватор Эдвард Ли, никто не выиграет сегодня от раскола в ЕС больше, чем Владимир Путин. Неслучайно, заметил он, ярый сторонник выхода Британии из ЕС лидер партии UKIP Найджел Фарадж является откровенным сторонником политики Владимира Путина.

Независимый депутат Майк Хэнкок (тот самый, который в свое время был замешан в скандале с подозреваемой в шпионаже в пользу России Катей Затуливетер) говорил о двойных стандартах в отношении России. Британский парламент, по его словам, никоим образом не реагировал на продолжающуюся в течение десятилетий оккупацию Турцией Северного Кипра, точно так же, как он оставил без внимания и референдум о независимости Косова от Сербии.

Самым весомым аргументом против исключения России из Совета Европы звучало мнение о значимости Европейского суда по правам человека, с помощью которого многие не находящие правосудия на родине российские граждане получают юридическую поддержку от авторитетной международной организации. Изгнание России из Совета Европы лишит их этой поддержки. Один из парламентариев ссылался при этом на мнение недавно убитого российского оппозиционера Бориса Немцова, который категорически возражал против такого шага.

Самым значимым, пожалуй, было выступление заместителя министра иностранных дел по проблемам Европы Дэвида Лиддингтона. Он говорил о необходимости продолжать оказывать давление на Россию – как экономическое, в виде санкций, так и политическое. Но диалог, заявил он, необходимо продолжать.

После завершения дебатов я спросил у их инициатора Кристофера Чоупа, доволен ли он их исходом.

Он выразил удовлетворение тем, что никто не оправдывал политику России в отношении Украины, а различные мнения, существующие по ключевому политическому вопросу в британском парламенте – это то, что выгодно отличает его от показного единодушия в российской Государственной Думе.

rebrov