По мере того, как старые, еще советские месторождения истощаются, а новых месторождений обнаружить не удается, власти РФ готовятся к обвальному падению нефтегазовых доходов бюджета
Нефтедолларовый конвейер, который последние полвека кормит Россию, позволяя обменивать углеводороды на западные технологии и потребительский стиль жизни, доживает свои последние дни
По мере того, как старые, еще советские месторождения истощаются, а новых с дешевой и легкой в добыче нефтью обнаружить не удается, власти РФ готовятся к обвальному падению нефтегазовых доходов бюджета. Избежать участи, предсказанной России саудовским принцем Мохаммедом бен Сальманом, и не исчезнуть с мирового рынка «черного золота» можно лишь за счет добычи трудноизвлекаемых запасов. Но эта нефть существенно дороже по себестоимости и уже не позволит в прежних объемах наполнять федеральный бюджет, предупредил в интервью Reuters глава Минэнерго Александр Новак. При нынешнем налогообложении нефтяной отрасли половина запасов нерентабельны. «Если не менять налоговую систему, в Западной Сибири и Арктике, мы уже через несколько лет не сможем поддерживать существующий уровень добычи», — заявил Новак.
«У нас самая высокая нагрузка для нефтяной отрасли в мире, — посетовал он. — В среднем она составляет 68-70% от выручки. А если брать месторождения в Западной Сибири, которые не имеют никаких льгот, — там нагрузка составляет 85% от выручки».
Эта система была бы жизнеспособна при нефти по 100 долларов за баррель. Но о таких ценах нужно забыть, говорит Новак: в среднесрочной перспективе справедливая стоимость барреля — не больше 50 долларов. Поэтому придется менять систему: облагать налогом не объем добычи, а рентабельность, вводить льготы на геологоразведочные работы, разработку небольших месторождений и передовые технологии нефтедобычи, позволяя амортизировать и вычитать эти расходы из НДПИ, считает глава Минэнерго.
Это даст возможность добыть и продать за рубеж еще 10 млрд тонн и выручить около 4 трлн долларов валютной выручки, которая жизненно необходима, чтобы оплачивать импорт и поддерживать иллюзию технологического развития и потребительского благополучия. Минфин России, хотя публично и продолжает выступать против налоговых льгот, на деле давно признал, что уже в ближайшие 5-7 лет федеральному бюджету предстоит пережить шоковый отказ от углеводородной ренты.
В долгосрочный бюджетный прогноз до 2036 года заложено сокращение реальных (то есть скорректированных на инфляцию) нефтегазовых доходов на 40%. В соотношении к размеру экономики обвал будет более чем двукратным: если в прошлом год бюджет получил 8,8% ВВП, то через 18 лет это будет лишь 3,3% ВВП.
Причем, чтобы успеть в уходящий поезд нефтяного рынка, резать нефтегазовый бюджет (до 5,5% ВВП) нужно до 2024 года, следует из прогноза. «По мере роста истощенности разрабатываемых запасов природных ресурсов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения в структуре добычи продолжит расти доля месторождений с пониженной эффективной ставкой налогообложения (льготы по налогу на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлине, режим налога на добавленный доход)», — констатирует Минфин. Нефтегазовые налоги Минфин планирует увеличить на 60%, сборы НДС — вдвое, общую налоговую нагрузку на несырьевой сектор — с 26,9% до 28% ВВП.