Новости мира

Bloomberg: Отнеситесь серьезно к словам Илона Маска об угрозе российского искусственного интеллекта, – Леонид Бершадский

Илон Маск опасается, что правительства, а конкретно – российское правительство, ввяжутся в соперничество за лучший искусственный интеллект и спровоцируют третью мировую войну.

Это шокирующее заявление вызывает еще больший шок потому, что мир ожидает мало хорошего от России. Несколько лет назад сенатор Маккейн назвал ее “бензоколонкой, замаскированной под страну”.

Внимание Маска привлекли недавно сказанные слова российского президента Владимира Путина. В своем обращении к школьникам по случаю 1 сентября тот заявил: “Тот, кто станет лидером в сфере искусственного интеллекта, будет властелином мира”.

“Начинается…”, – написал Маск в Twitter.

На самом деле Россия ничего не “начинает” в сфере искусственного интеллекта. Просто ее прогресс в этой области отчасти ускользает от внимания: мы привыкли говорить об искусственном интеллекте в контексте того, чего достигли крупные компании Кремниевой долины или лучшие американские университеты, но хотя россияне там работают, лучшие – не россияне, россиян нет среди ведущих мыслителей и инвесторов в этом секторе.

Россия совершенно не умеет коммерциализировать и продвигать технические достижения. Приложение Prisma, основанное на искусственном интеллекте, так и не стало глобальным феноменом. Остальные российские стартапы в сфере искусственного интеллекта известны только специалистам.

Большие российские компании, такие как Yandex и Mail.ru Group, инвестировали много ресурсов в исследования и создали продукты с использованием нейронных сетей (поисковой сервис Yandex более популярен в России, чем Google и основан на запатентованной нейронной технологии), но их разработки остаются в тени достижений более крупных западных соперников. Даже российские венчурные капиталисты, похоже, ищут возможности инвестировать в развитие искусственного интеллекта за пределами страны.

И все же в России проводится предостаточно исследований искусственного интеллекта. В последние месяцы в российских государственных СМИ прибавилось сообщений о потенциальном военном использовании искусственного интеллекта. Разрабатывается система, которая помогает пилотам летать на истребителях, Кронштадтская группа (Санкт-Петербург) оснащает искусственным интеллектом беспилотники, аналогичные усилия предпринимает “Корпорация Тактическое ракетное вооружение” в сфере ракетостроения, концерн Калашникова разрабатывает полностью автоматизированный боевой модуль с применением технологии в области нейросетевых решений. Подробности общественности неизвестны, да и СМИ могут преувеличивать их важность для пропагандистского эффекта. Но Россия, как известно, проводит эксперименты с сетецентрическими войнами, в том числе во время своей сирийской военной операции, поэтому создание искусственного интеллекта кажется логичным шагом.

Вполне вероятно, что, как и в советские времена, в России применение искусственного интеллекта в военных целях опередит мирное использование. При гарантированном государственном финансировании военные сталкиваются с меньшими ограничениями, чем российские частные компании или академические институты.

Прозвучавший в августе призыв Маска и группы исследователей искусственного интеллекта к глобальному запрету роботизированных вооружений своевременный, но, вероятно, неосуществимый на практике.

Искусственный интеллект намного опаснее как элемент вооружений, чем как потенциальная замена человеческого мозга для применения в гражданских целях. В этом смысле следует воспринимать всерьез как тревожные заявления Маска, так и слова Путина.

regional