Непризнанная война России в Украине началась еще до аннексии Крыма.
Прецедент был создан 6 годами ранее во время пятидневной войны между Россией и Грузией, которая закончилась российской оккупацией Южной Осетии и Абхазии. Именно тогда Владимир Путин начал разговоры о Крымском полуострове, пишет The Economist.
С первого взгляда, может показаться, что российско-грузинские отношения с тех пор значительно улучшились. Между странами возобновились авиаперелеты, а Москва сняла запрет на вино, минеральную воду и фрукты из Грузии. Тем не менее, Тбилиси в настоящее время намного уязвимее, чем когда-либо. Если Украина падет из-за давления России и своих собственных просчетов, то Грузия может стать следующей целью Кремля, сообщает Ipnews.
Маленькая страна, преобразившаяся во время президентства Михаила Саакашвили, имеет стратегическую ценность для Кремля и его контроля над Кавказом. Газовые и нефтяные трубопроводы, идущие из Азербайджана в Турцию, проходят через грузинскую территорию. В свете того, что Армения предпочла Европе Россию и Москва добилась расположения Баку, Грузия является последней частью этой головоломки.
Евроатлантические устремления Тбилиси продолжают оставаться явным вызовом для Владимира Путина, который пытается переписать международные границы и не пускать НАТО на постсоветское пространство. В прошлом месяце российский президент подписал соглашение, которое усилило влияние Москвы в Абхазии. Для грузинского правительства, которое в угоду Кремлю отказалось поддерживать европейские санкции и выступило против отправки военной помощи Украине, это стало настоящей пощечиной.
Путин видит в Грузии не независимое государство, а разменную монету в большой игре между Россией и Западом. Хотя военное вмешательство исключать нельзя, намного вероятнее, что Кремль будет пользоваться политической слабостью страны, как в свое время в Украине при Януковиче и совсем недавно в Молдавии. Если же Москва не сможет завлечь Тбилиси в сферу своего влияния, она попытается дестабилизировать ситуацию в стране на столько, что Запад просто не захочет иметь с ней никаких дел. И события, произошедшие в политике Грузии за последние два года, только упрощает подобную задачу российских властей.
Два года спустя после победы коалиционной партии «Грузинская мечта», возглавляемой самым богатым человеком Грузии Бидзиной Иванишвили, над партией Михаила Саакашвили политика в стране стала представлять собой пагубную смесь некомпетентности и мести. Предыдущее правительство допустило множество ошибок, но в начале правления Саакашвили страна буквально переполняли различные идеи, проекты и реформы. Сегодняшняя же политика Тбилиси, не имеющая определенного направления, выглядит инертной и растерянной.
Обвиняя команду Саакашвили в отсутствии прозрачности, Иванишвили сам создал в каком-то роде закулисное правительство. Больше не занимая официальную должность после ухода с поста премьер-министра в прошлом году, он остается самым важным человеком в стране, от которого зависит принятие политических решений.
В коалиции «Грузинская мечта», созданной с единственной целью сместить с президентского кресла Михаила Саакашвили, все больше увеличивается внутренний раскол. В прошлом месяце министр обороны страны Ираклий Аласания, страстно поддерживавший вступление страны в НАТО, был отправлен в отставку. Это решение правительства Грузии встретило одобрения Кремля, который считал политика американским агентом.
Ненависть к предыдущему правительству является главным фактором, объединяющим Иванишвили и Путина. Некоторые члены кабинета экс-президента, включая его самого, оказались в бегах за границей, другие были арестованы. Это не означает, что Грузия превращается в авторитарное государство, однако вместо проведения необходимых реформ, Тбилиси движется в противоположном направлении и повторяет множество ошибок Саакашвили.
Все это, в свою очередь, негативно сказывается на коалиции. Популярность «Грузинской мечты» упала с 70 до 40 %. При этом поддержка населением других партий также не выросла, что создает опасный политический вакуум.
«Мы не можем себе позволить слабое правительство, — считает грузинский аналитик Елена Хоштария. – Мы постоянно должны все делать на 5 с плюсом, чтобы остаться на плаву. В противном случае мы пойдем ко дну». Возможно, именно на это и надеется Владимир Путин.