Новости мира

В 2017 году Россию ждет революция,- эксперт

«Катастрофа 1917 года может повториться ровно через сто лет», - пишет российский экономист Евгений Гонтмахер.

Если покопаться в прошлом, то можно всегда увидеть вероятное будущее. В отношении России эта мысль тем более актуальна, потому что нас трясет на ухабах истории уже не первое столетие. Поэтому картинок, в которые стоило бы вглядеться, более чем достаточно.

(…) В начале 1990-х Россия мощно шагнула в совершенно новую реальность демократии и рыночной экономики. Но прошло всего лишь 25 лет — и маятник может качнуться в совершенно противоположную сторону. Называть это «левым поворотом» я бы не стал, хотя бы потому, что переход власти от правых к условным «социал-демократам» в Европе не означает ниспровержения основ общественного строя. Даже в Греции, где на выборах победила ультралевая СИРИЗА, дальнейшее развитие событий протекает вполне по демократическим лекалам.

России угрожает другой, принципиально более опасный поворот.

Если сравнивать с самодержавной Россией XX века, то день сегодняшний дает обильную почву для совпадений.

Например, происходит быстрая люмпенизация населения, что предопределено многими факторами: низким качеством образования, упадком массовой культуры, обилием «плохих» (т.е. непрестижных и малооплачиваемых) рабочих мест, стягиванием наиболее активных и продвинутых людей в немногочисленные крупные города, оставляя в других населенных местах критическое число «сирых и убогих».

Типичное отношение к нынешним государственным институтам крайне негативно. Авторитет власти держится только на фигуре Владимира Путина, который в массовом сознании давно перестал быть президентом, превратившись в вождя, если хотите, самодержца.

(…) Но именно такой настрой большинства может сыграть злую шутку с властью, которая (хочет она того или нет) сама себя все более затягивает в воронку собственной несменяемости. Однако рано или поздно смена неизбежно происходит. При этом, если нет демократических институтов, начинается полоса колоссальной неопределенности. Порфирио Диас управлял Мексикой более 30 лет (1876–1911 гг.) и оставил после себя 7-летнюю гражданскую войну. Иранский шах Реза Пехлеви был у власти 38 лет и в 1979 г. был сметен исламской революцией. Президент Мубарак стоят во главе Египта 30 лет, и его уход стал началом смуты, которая только недавно была прервана военным переворотом фельдмаршала Ас-Сиси.

А теперь представим себе, что началась «послепутинская» эпоха. В условиях массовой неприязни по отношению к государству как институту новые вожди будут искать ключики для завоевания поддержки большинства, опечаленного отсутствием «национального лидера». Начинать демократические реформы, возобновлять развитие рыночной экономики? Непопулярность «перестройки-2», реформ начала 90-х, «модернизации» — очевидна. Зато энергичный отклик в массах найдет модифицированный призыв «экспроприировать экспроприаторов». В нашей конкретной ситуации это означает:

— введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, в которой наибольшие ставки могут достигать 50 и более процентов;

— возобновление применения налога на наследство;

— перекрытие границ с целью остановить вывод из страны капиталов и валюты;

— возвращение на практике к вопросу о справедливости и законности приватизации начала 1990-х;

— директивное создание т.н. «народных предприятий», в которых собственником выступает исключительно трудовой коллектив;

— национализация земли, переход под контроль государства практически всей крупной промышленности;

— бесконтрольная денежная эмиссия, инфляция, дефицит товаров.

Ко всей этой перетряске основ, конечно, можно добавить многочисленные эксцессы на местах по отъему «незаконно» и «несправедливо» заработанного имущества. Мы еще много раз вспомним швондеров и шариковых из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова…

Я никоим образом не призываю сохранить в России все как есть. Стабильность, о которой нам так сладко нашептывает в ухо пропаганда, уже потеряна. В любом случае даже нынешней власти надо что-то предпринимать, не ограничиваясь косметикой и словесными мантрами о том, что завтра все будет хорошо. Просто, пока не поздно, надо попытаться начинать пусть непопулярные для большинства, но жизненно необходимые для будущего страны реформы во всех сферах жизни: от экономики до политики.

(…) В этом, может быть, и состоит последний шанс для нынешней правящей элиты выполнить свой патриотический долг. В противном случае катастрофа 1917 года может повториться (какое совпадение!) ровно через сто лет. Неужели Россия за прошедший век ничему не научилась?

По материалам  Новое время
fox