Новости мира

Обама решил удвоить ставку на стратегию сближения с Кубой

Президент Обама заявил, что восстановление дипломатических отношений позволит увидеть Кубу “такой, какой она никогда не была раньше”.

Президент Обама пришел к власти в 2009 году с грандиозным планом трансформации международных отношений США через программы поддержки для недружелюбных правительств, пишет Еxpert.ua со ссылкой на Los Angeles Times.

На протяжении первого срока его попытки примирения с Ираном, Россией, Сирией, Северной Кореей и другими странами принесли незначительные плоды.

Но своим решением восстановить дипломатические отношения с Кубой Обама поставил двойную ставку на “сближение” и уверенность в том, что открытой позицией по отношению к оппонентам, вместо изоляции, Соединенные Штаты могут убрать все преграды из многолетних конфликтов и приблизить тоталитарные государства к независимости западного стиля.

Инициатива позволит открыть Кубу “такой, какой она никогда не была раньше”, – сказал Обама на пресс-конференции в пятницу. – “Со временем это поможет обществу стать более открытым, и, я верю, поможет следовать к большей свободе, более высокому уровню самоопределения со стороны кубинского народа”.

Возобновление отношений “остается ядром доктрины Обамы”, – заявил Джулиан Смит, бывший заместитель советника по вопросам национальной безопасности вице-президента США Джо Байдена. – “Он признает, что это не без риска… Но это может принести результаты”.

Администрация провела успешные переговоры с двумя долгосрочными оппонентами: с Ираном по промежуточному ядерному соглашению, и с Кубой для завершения периода более чем полувековой изоляции.

Критики говорят, что американские инициативы подтверждают политическую легитимность авторитарных правительств и предоставляют экономическую поддержку, которая продлит их правление, но особо не поможет их гражданам. Обама в пятницу признал, что Куба вряд ли изменится мгновенно, но после 50 лет неудачной политики США по отношению к Кубе пришло время попробовать что-то новое.

Это не успокоило таких кубинских ястребов в Конгрессе, как Кристофер Смит. Вместо того, чтобы приближать кубинский народ к демократии и независимости, он заявил, что Обама “способствует тирании”.

Эллион Абрамс, бывший заместитель советника по национальной безопасности Президента Джорджа Буша, обвинил Обаму в том, что он выручает Гавану из беды, так как сторонник левых Президент Венесуэлы Уго Чавес, который поддерживал кубинскую экономику дешевой нефтью, уже ушел из жизни.

“Сегодня Чавеса нет, стоимость нефти до 60 долларов за баррель и Венесуэла пошатнулась”, – написал на прошлой неделе Абрамс, который сейчас работает в Совете по международным отношениям. “Кто поможет Кастро на этот раз? Теперь у нас есть ответ: Барак Обама”.

Обама подкрепляет у американцев веру в то, что их идеи и свободная экономика постепенно приживутся на Кубе. Соединив кубинцев со всем миром, Интернет и социальные медиа могут ускорить процесс изменений.

“Он играет в долгосрочную игру”, – сказал Смит, бывший советник Байдена, который сейчас работает в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security), аналитическом центре в Вашингтоне.

Риски для Обамы ясны.

Хотя правительство Кастро освободило американского шпиона, согласилось выпустить на свободу несколько десятков людей, которых США считают политическими заключенными, и упростило ограничения на Интернет, оно ничего не сделало, чтобы ослабить широко распространенные репрессии. Оно может легко ввести в заблуждение Вашингтон, запустив политические преследования.

Еще один из заявленных администрацией шагов к дипломатическому диалогу, в Мьянме, является сомнительным.

Белый дом начал упрощать санкции во время первого президентства Обамы после того, как военное правительство заявило, что будет более широко делиться властью после пяти десятилетий авторитарного стиля. США и Мьянма восстановили дипломатические отношения в 2012 году, но демократические реформы вводились медленно, а группы по защите прав человека осуждают правительство за этнические чистки против меньшинства мусульман рохинья.

Перспективы также неясны для дипломатической инициативы Обамы, которая представляет собой высочайшую приоритетность, – попытки добиться заключения ядерных договоренностей с Ираном.

В начале своего первого срока президентства Обама отправил личное письмо лидеру Ирана Аятолле Али Хаменеи в поисках лучших отношений. На сегодня он написал четыре письма, говорил по телефону с Президентом Ирана Хасаном Рухани и отправил видео для общественности Ирана.

США и военные силы Ирана испытывают молчаливое согласие против исламских государственных военных в Сирии и Ираке, но договоренность в ядерной сфере не достигнута, несмотря на год международных переговоров и два сорванных дедлайна. Согласно большинству оценок, жесткие санкции США и Европы, а не дипломатические уловки, привели Иран к столу переговоров.

Ранние попытки Белого дома “перезагрузить” отношения с Россией принесли несколько дивидендов, включая “New Start” – стратегическое соглашение о ядерном оружии. Но после того, как Президент Владимир Путин вернулся к власти в 2012 году, отношения быстро испортились.

Правительство Путина “может быть не в состоянии разобраться с каким-то из подходов”, – заявил Роберт Дэнин, бывший дипломат США, который сейчас работает в Совете по международным отношениям.

Служащие администрации настаивают, все же на том, что программа помощи может принести дивиденды даже без четких достижений.

Предложения США Тегерану помогли убедить балтийские страны ЕС, а также Россию и Китай, в том, что безвыходное положение в ядерных переговорах с Ираном не было следствием американской непримиримости, как говорят служащие США.

“Если бы США в 2009 году не сели за стол переговоров с серьезными намерениями, мы могли бы получить санкции ООН и то давление, которое сейчас испытывает Иран”, – заявил один из старших служащих администрации, который на условиях анонимности согласился обсудить столь деликатные вопросы.

Сторонники восстановления связей говорят, что разрыв дипломатических отношений правительств порождает вражду и разрушает коммуникации во времена кризиса.

Администрация США повторно вводила эмбарго или понижала приоритетность отношений с Пакистаном из-за программы по ядерному вооружению и поддержки нескольких террористических групп. Эти шаги отдалили общественность Пакистана и оборвали важные контакты в Исламабаде без изменения курса правительства.

“В условиях кризиса нужны личные отношения”, – говорит Смит, представитель Центра новой американской безопасности. – “Может не остаться ни одного телефонного номера, по которому можно было бы позвонить”.

innika