В последние месяцы Запад фокусируется на Восточной Украине на фоне российских угроз вторгнуться туда, но Кремль уже ведет войну внутри России, утверждает в статье для Forbes Эндрю Фоксолл, директор Russia Studies Centre аналитического центра The Henry Jackson Society (Лондон).
“Эта война повлекла за собой больше смертей и гораздо сильнее повлияла на российское общество и внутреннюю политику, чем, вероятно, повлияет конфликт на Украине”, – говорится в статье. По словам автора, если аннексия Крыма повысила снижавшийся рейтинг Путина, то тот факт, что “он начал вторую чеченскую войну, вообще привел его к власти. Спустя 15 лет после ее начала эта война не демонстрирует признаков завершения”.
Насилие сотрясает российский Северный Кавказ с 1991 года, говорится в статье. “Только за четыре первых месяца 2014 года более 110 человек были убиты там при нападениях, имевших отношение к терроризму. Это регион, где широко распространены бедность и безработица, где Кремль поддерживает ряд криминальных и девиантных действий, в том числе коррупцию, клановую гегемонию, жестокость при поддержке государства и беззаконие, – пытаясь победить исламистское инсургентское движение. Эти усилия провалились, и контроль Кремля над Северным Кавказом сильно ограничен за пределами основных городов региона”, – пишет автор.
Сохраняющаяся нестабильность на Северном Кавказе много говорит о проекции власти в путинской России. “В реальности Путин не контролирует и никогда не контролировал Россию целиком”, – утверждает Эндрю Фоксолл.
Война России на Северном Кавказе никогда не привлекала неослабного внимания за рубежом. “У Запада нет практических решений для войн в России и ее ближайших окрестностях, а до последнего времени не было и никакого желания противостоять Путину”, – констатирует автор.
В глазах западных лидеров российская война на Северном Кавказе – нечто обособленное от “более широких попыток России дестабилизировать глобальную безопасность” (формулировка автора). Однако, указывает эксперт, Путин позиционирует себя как защитник русскоязычных жителей всего бывшего СССР, а “республики Северного Кавказа пламенно поддержали аннексию Крыма”.
Путин пришел к власти на гребне “маленькой победоносной войны” в Чечне и восстановил популярность благодаря похожему предприятию на Украине. Но Северный Кавказ учит, что такие войны никогда не бывают маленькими и чаще всего обнажают слабость, заключает автор.