Глава ультраправой "Партии свободы" Герт Вилдерс проиграл на парламентских выборах, однако его высказывание, что "джинна не загнать обратно в бутылку", также правдиво. Сам по себе, магическим образом, евроскептицизм никуда не исчезнет. Об этом пишет эксперт института Евро-Атлантического сотрудничества Константин Федоренко.
Федоренко отмечает, что одной из причин роста евроскептицизма является неприятие роста иммиграции, который некоторые европейцы связывают с террористической и криминальной угрозой, а другие просто не хотят жить рядом с представителями иной культуры и считают, что приезжие недостаточно успешно ассимилируются. Но, во-первых, стареющее население Европы нуждается в стабильных притоках мигрантов; во-вторых, бороться с потоками беженцев из кризисных регионов, как показывает практика, крайне сложно. Таким образом, то, что правые называют “миграционной угрозой”, не растворится в воздухе.
Другой же значимой причиной евроскептических настроений является неприятие того, что Евросоюз постепенно перенимал на себя все больше полномочий, добавляет автор. При этом роль Европарламента, избираемого напрямую, в ЕС относительно невелика, а на состав других органов, и в особенности Еврокомиссии, демократический выбор граждан влияет крайне опосредованно.
Органы Евросоюза многим кажутся непрозрачными, забюрократизированными и недемократичными. Но страны-члены не хотят значительно усиливать роль Европарламента, что могло бы уменьшить “дефицит демократии” в ЕС, поскольку это будет казаться шагом к федерализации и также не будет воспринято избирателями. Так что беспокойство о национальном суверенитете — которое, по опросам, было главной мотивацией для сторонников Brexit — также будет подогревать евроскептические настроения.
“Более того, сейчас много говорят о том, что деление на левых и правых уступает место делению на сторонников “открытой” и “закрытой” политики — глобалистов и антиглобалистов, сторонников и противников наднациональных образований и т.д. И в такой системе по одну сторону баррикад естественно смотрятся Ле Пен и “СИРИЗА”, или, например, немецкие “Левые” и АдГ, чья риторика становится настолько похожей, что газета Die Welt запустила онлайн-тест для читателей — представителю какой из двух партий принадлежит та или иная цитата”, – пишет Федоренко.