Новости мира

Старые добрые методы: как Западу восстановить свой потенциал противодействия России, – Эдвард Лукас

Старые добрые методы, как никогда, актуальны, несмотря на огромные темпы изменений в мире. Это парадокс современной политики безопасности.

Великобритания и другие страны возвращают на службу седых ветеранов холодной войны, которые занимались контрпропагандой и вылавливали шпионов. Эти люди понимали советский образ мышления тогда, поэтому способны понять, что на уме у россиян сейчас. Они могут отличить сигнал тревоги от шума, разобраться, какие события являются частью продуманной стратегии, а какие, скорее всего, случайностью.

Со своей стороны мужчины и женщины в униформе учатся пользоваться картами и компасами на случай, если Россия заглушит спутниковую связь и другие системы, от которых мы теперь зависим. Старое оружие порой оказывается надежнее нового. В странах Балтии и в других местах наши спецслужбы обучают местных диверсионно-подрывной деятельности. Это некое воспроизведение партизанского движения Сопротивления “Лесные братья” конца 40-х – 50-х годов, но на этот раз с большими шансами на успех.

Такие меры обеспечивают действенный эффект сдерживания. Последние 25 лет Кремлю невероятно везло. Страны Запада не хотели верить, что Россия имеет враждебные намерения. Потом не хотели верить, что враждебные намерения могут вылиться во враждебные действия. Затем из политических и экономических соображений решили делать вид, что ничего не происходит.

Теперь, кажется, те времена в прошлом. Кремль уже знает, что масштабная атака на страны Запада предполагает определенные риски. Российские шпионы теперь больше опасаются разоблачения. Бизнес-махинации россиян могут вступить в конфликт с законом. За военную атаку Москве придется дорого заплатить: столкнуться с конвенционным и неконвенционным противодействием. Все это не гарантирует Западу безопасности, но по крайней мере уменьшает риск эскалации конфликта.

Остаются две проблемы. Мы до сих пор не разобрались с новейшими элементами кремлевской тактики. Как Россия использует дроны? А как насчет искусственного интеллекта? Программного обеспечения по распознаванию лиц?

К тому же остро стоит вопрос защиты индивидов. Речь идет уже не только об убийствах и запугивании критиков Кремля высшего звена. Теперь в опасности каждый, кто имеет отношение к безопасности прифронтовых государств. Мне все время приходится слышать истории (официально отрицают) о реальных и виртуальных атаках русских на работников служб НАТО и других органов на всех уровнях. Новые технологии дают им возможность наносить беспрецедентно точные удары. Операция против немецкого военного подразделения в Литве подорвала моральный дух некоторых солдат, которые поверили, что их жены (партнеры) якобы предавали их, пока они были в командировке. Если россияне действительно прибегли к такому трюку, то речь идет о старом, как мир, методе, мастерски реализованном с помощью социальных сетей и других современных инструментов.

Дело не только в том, что мы не успеваем за стремительными изменениями в российской угрозе. Мы не используем якобы устаревшие методы, в которых на самом деле нуждаемся. После 1991 года страны Запада растеряли свой потенциал противодействия России. Теперь мы поспешно нанимаем и обучаем русскоязычных специалистов, однако для получения некоторых навыков понадобится не один десяток лет. Чиновники уверяют, что где-то в засекреченных службах потенциал сохранен. Но вряд ли это как-то поможет бороться с российской угрозой для общества, науки, энергетики, СМИ, финансовой и правовой систем … Нам надо наладить на уровне общественности эффективную дискуссию относительно проникновения русских на Запад и методов борьбы с этим бедствием, а также приложить все усилия для того, чтобы где только можно избавиться от уязвимости, которую охотно эксплуатирует Кремль.

К счастью, наши союзники (страны Балтии, Украина, Центральная Европа и другие) имеют большой опыт. Нам надо только им воспользоваться.

regional