Новости мира

Эксперт: Голландцы не верят Украине

Пока на Западе не видят особой разницы между нами и Ближним Востоком.

Пишет Богдан Данилишин, академик НАН Украины.

В министерстве иностранных дел допустили, что граждане Нидерландов могут не проголосовать на референдуме за ассоциацию с Украиной из-за терактов в Бельгии. Об этом сказал посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба. «Вопрос здесь работает на эмоциональном уровне, потому что теракты в Бельгии ассоциируются, прежде всего, с влиянием чего-то извне, то есть когда кто-то приходит извне и разрушает спокойную жизнь. В восприятии голландцами Украины как раз доминирует понимание, что Украина находится извне ЕС, то не хочется расширять границы и сферу взаимодействия. Когда происходит такая атака, естественная реакция для человека и для страны – закрыться, защитить себя и обрезать возможности для внешнего контакта».

Так ли обстоят дела на самом деле? Попробуем разобраться, тем более, что социологи еще задолго до терактов писали о негативном восприятии большей частью голландцев ассоциации Украины с ЕС. Для этого нам необходимо понять, кто такие голландцы и какова их национальная психология.

Нидерланды состоялись как государство в результате освободительной войны против испанского владычества в XVI веке. Многие, наверное, помнят роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле», описывающий те события. После начала религиозной Реформации в Европе кальвинисты-протестанты прочно закрепились в Нидерландах, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившее начало Нидерландской революции (1568-1648 гг.). После обретения независимости Нидерланды стали одной из главных морских держав мира; их могущество было основано на международных торговых операциях и на мануфактурном промышленном производстве.

Огромное значение в будущей Британской промышленной революции сыграл голландский принц Вильгельм III Оранский, который стал королем Британии в 1689 году. После его реформ торговое и промышленное развитие Британии значительно ускорилось. Даже после того, как первенство в промышленном развитии и торговле в XVIII-XIX вв. перешло к Британии, Нидерланды достаточно достойно выглядели в промышленном и торговом отношении последующие столетия – до наших дней. Нынешние Нидерланды – это мощнейший научный и промышленный центр мира с высокими показателями человеческого и промышленного развития.

Как я уже сказал, национальный характер голландцев был выкован в результате многочисленных морских торговых экспедиций и напряженной работы промышленных предприятий, а также в результате деятельности протестантских проповедников. А что это такое, мы знаем из классических трудов немецкого социолога Макса Вебера, который именно с возникновением протестантизма связывал восхождение капитализма в западной Европе.

Вот такие они, голландцы: это очень работящая нация, с сильным национальным характером, которая всегда знает, чего хочет, и умеющая добиваться своих целей. Поэтому и результаты референдума могут быть непредсказуемы для нас. Тревожно непредсказуемы.

Как голландцы могут относиться к украинцам, когда из прессы постоянно видят, что уже в течении двух лет после «революции достоинства» мы никак не можем приступить к реформам?

Бывший президент Франции Валери Жискар д‘Эстен в сравнительно недавнем интервью польской газете Rzeczpospolita спрогнозировал, что мы никогда не станем частью Европы. «Украинцы, -сказал он – это не европейцы. Наше сообщество создали народы, давно имеющие общую культуру, историю. Ведь ЕС не будет принимать также еще и Египет».

Вот такое мнение от совсем не последнего человека в западной политике. Это и есть горькая правда, которую мы о себе, наконец, должны услышать. Мы кричим, что идем в Европу, но, оказывается, многие нас там совсем не ждут.

Или мы так и будем делать вид, что нам просто мешают некие злые силы или агенты Кремля? Может, дело все-таки и в нас самих тоже?

Может, нам пора приняться за настоящие реформы, преодолевая все мыслимое и немыслимое сопротивление наших псевдоэлит? Мы только учимся и западной демократии, и промышленным реформам, но от того, какими мы будем учениками, зависит наше будущее.

Как человек, который в свое время первым получил политическое убежище в одной из стран Европы, могу сказать, что западные политики очень чутки к мнению своего народа, они никогда не пойдут против него. Потому результаты голландского референдума так важны.

Мы должны делами показать Западу, что действительно хотим интеграции с ним, что мы становимся другими, что мы готовы поменять и свою деловую культуру, и трудовую этику – и вот это будут наши действенные доказательства. Европе сейчас действительно нужны рабочие руки. Но мы должны радикально отличаться от иммигрантов с Востока, чтобы европейцы сделали выбор в нашу пользу. Но, самое главное, мы наконец должны продемонстрировать решительность в осуществлении политических и экономических реформ у нас в стране.

Что же произойдет, если голландцы сейчас выскажутся против Соглашения об ассоциации Украины с ЕС? Для нас ничего чрезмерно страшного, но только в том случае, если к следующему такому европейскому референдуму мы покажем реальные результаты реформ: институциональных (судебная реформа) и экономических (промышленная политика). Вот только тогда европейцы с интересом сядут за стол переговоров с Украиной, как с понятными им людьми, которые хотят жить по европейским правилам качественно и эффективно работать, как это делают западноевропейцы.

Пока же существующее положение дел в нашей стране такого оптимизма у них не вызывает. Будет очень жаль, если Валери Жискар д‘Эстен окажется прав относительно Украины.

fox