Новости мира

С нами Путин и Христос: в РФ создана новая гражданская религия – социолог

Высший авторитет в ней - президент Владимир Путин. Комментарий социолога Игоря Эйдмана.

В условиях конфронтации с Западом российским властям нужны новые идеологические инструменты консолидации общества.

Когда-то перед лицом внешней угрозы Сталин обратился к государственной пропаганде патриотизма. Теперь о патриотизме как о новой национальной идее говорит и Путин, так как главный нынешний идеологический партнер государства, Русская православная церковь (РПЦ), не обладает достаточным влиянием в обществе.

Многие россияне, называющие себя православными, остаются, по сути, нерелигиозными людьми, в подавляющем большинстве активно не участвуют в жизни церкви, не бывают на причастии, редко посещают службы в храмах. Надежды на существенное усиление роли церкви, связанные с приходом нового патриарха Кирилла, не оправдались. Только 4 процента респондентов называют его общественным деятелем, которому они больше всего доверяют.

В общем, на РПЦ надейся, а сам не плошай. В последние годы была разработана целая система светских символов и ритуалов, призванных идеологически воздействовать на граждан.

Гибридная религия

Власти создали квазирелигиозный гибрид из официального православия и новых гражданских патриотических культов. Прежде всего, это культ победы, включающий в себя поклонение воевавшим предкам. Эта “религия” также вобрала в себя и другие культы: возвращения Крыма, совершившего этот “подвиг” национального лидера, российского государства, его “непобедимой” армии и т.д.

Коммунисты стремились обратить в свою “веру” все человечество. Новая российская гражданская религия, формирующаяся при Путине, национально ограничена и не предусматривает возможности превращения враждебных иностранных “козлищ” в правоверных “овец”. В рамках этой картины мира противостояние с “врагами” может закончиться только фатальным поражением одной из сторон, как это было в канонизированном 1945 году.

Все это, конечно, бесконечно далеко от христианского принципа “возлюби врага своего”. Здесь другой месседж: “возненавидь врага своего, победи его, а потом гордись этим”.

Можем повторить?

Цель новой “религии” – сплотить население вокруг властей. Причем не только граждан России, но и, на что делается особая ставка, русскоязычную диаспору во всем мире, связанную генетической памятью о войне. Новые обряды, типа шествия “Бессмертного полка”, помогают их участникам ассоциировать себя с предками, вместе противостоявшими общему врагу. Делается это для того, чтобы люди почувствовали такое же единение и в борьбе с нынешними “противниками” России. А вот тут происходит подлог: во время нацистской агрессии жителям Советского Союза реально угрожало порабощение. А нынешнею угрозу со стороны “врага” (в лице американцев, европейцев, турок и т.д.) выдумала и подсунула людям пропаганда.

Идейная основа новой гражданской “религии” – шовинизм и ксенофобия. В ее центре – миф об извечном противостоянии России и Запада, который якобы пытается отнять наши природные ресурсы, суверенитет и даже правильную сексуальную ориентацию. Главный враг в такой черно-белой картине мира – США, унаследовавшие этот статус от нацистской Германии. Неслучайно 9 мая в Москве можно было увидеть на машинах наклейки “1941-1945. Можем повторить”, где россиянин “расправляется” с человечками сперва с нацисткой, а потом с американской символикой вместо головы.

Новая гражданская “вера” освящает любые агрессивные действия государства. Аннексия Крыма, например, была объявлена возвращением России ее сакральной территории. Становится модным говорить и о сакральном значении участия российских войск в сирийской войне.

Преклонение перед погибшими воинами, живущими в раю, в Вальхалле, мотивировало викингов к участию в бесконечных битвах. Подобные военные культы всегда использовались для моральной подготовки населения к войне. Об этом прямо говорят энтузиасты новой гражданской религии. Так, писатель-патриот Владимир Карпец пишет, например, что 9 мая – это праздник побед России “в прошлом и будущем над объединенной Европой”, и, что, по его словам, неизбежно, – “над Евросоюзом”.

“Первосвященник” Путин

Один из важнейших обрядов последних лет – шествие “Бессмертного полка”. По форме оно скопировано с православного крестного хода. Только вместо икон с изображениями святых люди несут увеличенные фотографии “дедов”. А это уже из культа поклонения предкам в различных верованиях, которые христиане считают языческими. Таким образом, шествие – христианский по форме и языческий по содержанию обряд, так же как и вся новая синкретическая (гибридная) гражданская религия.

9 мая впереди нового “крестного хода” в Москве вместо священника с иконой шел Путин-сын с портретом Путина-отца. Это лишний раз продемонстрировало, что именно он, а не патриарх Кирилл, выполняет теперь в России функцию духовного авторитета номер один. Президент РФ, став неформальным лидером нового квазирелигиозного движения, фактически объединил в своем лице высшую светскую и духовную власть в стране.

Автор: Игорь Эйдман, социолог, публицист

vlad