Уже на сегодняшний день существует множество версий убийства Бориса Немцова, произошедшего в ночь с 27 на 28 февраля. Вернее, версий того, какие силы ответственны за это убийство.
Впрочем, ничего другого и не ожидалось, пишет The Daily Beast. Издание обобщило и проанализировало эти версии и пришло к следующим выводам.
Убийство по личным мотивам (бизнес, личные отношения) – маловероятно. Такое убийство, как правило, совершается дома или непосредственно возле дома жертвы, а не в центре города под прицелами камер наблюдения. Кроме того, Немцов был убит не просто в центре, а у стен Кремля – пожалуй самого охраняемого объекта в российской столице.
Убийство по заказу украинских властей или Госдепа США. Дата убийства оставляет весьма мало от этой версии. Зачем украинскому или американскому правительству назначать его до Марша мира? Вместо этого имело смысл позволить Немцову участвовать или возглавить акцию, которая носила проукраинский и прозападный характер и наверняка привлекла бы внимание СМИ во всем мире, а уже потом убить его. Это выглядит тем более странно, что в России убийства и “посадки” оппозиционных деятелей обычно угнетают все оппозиционное движение, а не провоцируют его на новые масштабные акции.
Убийство, совершенное западными спецслужбами с целью дестабилизации российского общества. Все бы ничего, только в России убийства оппозиционеров не дестабилизируют общество, пишет Daily Beast. Особенно если этот деятель имел не слишком высокий рейтинг в обществе. В последние 25 лет в России (а до того – в СССР) было совершенно множество подобных убийств. Ни одно из них не испортило карьеры Владимиру Путину; Михаил Горбачев и Борис Ельцин закончили свою карьеру и утратили лидерство по другим причинам. Если говорить о факторах дестабилизации, сейчас для российского общества таковые – война Путина с Украиной, девальвация рубля и падение цен на нефть. Нелепо заставлять молчать того, кто постоянно акцентирует внимание на этих факторах, т.е., оппозиционного деятеля.
Убийство, совершенное путинской оппозицией, с целью создания “сакральной жертвы”. Эта версия основывается на знании методов самого Кремля. Так, прокремлевские силы утверждают, что снайперы на украинском Майдане на самом деле были членами Правого сектора или других ультранационалистических движений. Но такое убийство имело бы смысл, если бы Немцов был народным любимцем или героем, а он таким не был. Daily Beast цитирует другого оппозиционера, Илью Пономарева: “Аудитория этого убийства – не российский народ, а российские элиты, хорошо знавшие Немцова, причем даже пропутинские – они уважали Немцова… И даже большая цель тут – элиты западные”.
Убийство, совершенно ультранационалистами, национал-большевистами или другими радикальными группами самостоятельно, без каких-либо указаний из Кремля. Убийство наиболее явного врага русского Антимайдана, с целью дискредитации Путина бесполезно, потому что Путин уже дискредититован предостаточно. Скорее, таким образом экстремисты могли дать понять Путину, что могут защитить его. Путин же может воспользоваться этим, чтобы предъявить общественности козла отпущения. Daily Beast прогнозирует, что он появится скоро и возможно, будет “лицом кавказской национальности”, поскольку такие лица и группировки традиционно в России объявляются виновными в подобных ситуациях.
Убийство, совершенное по заказу Кремля. Когда политические убийства совершаются в США, Латинской Америке, Азии или Африке, общественность без промедления задается вопросом, не причастны ли к этому действующие власти. Но такая гипотеза в России сразу клеймится как очередная теория заговора. Тем не менее, совершенно логично предположить, что убийство видного оппозиционного деятеля, совершенное у стен Кремля за сутки до антикремлевского марша, было спланировано и организовано либо непосредственно в Кремле, либо среди приближенных к нему лиц.
Daily Beast называет аргументы в пользу этой версии. Во-первых, Немцов находился под постоянным наблюдением. В таких условиях, особенно когда наблюдение усиливается перед общественной акцией, убийцы просто не осмелились бы совершить преступление. Но оно, тем не менее, совершено, и, если его убили не связанные с Кремлем лица, правоохранительные органы должны без проблем их найти. Во-вторых, обзор сцены убийства перекрыла машина муниципальных служб. Кроме того, возле этой машины наблюдалась подозрительная активность. Наконец, место убийства наверняка показывали и другие камеры, но предлагается видео только одной этой, со снегоуборочной машиной “на самом интересном месте”. В-третьих, организованный марш 1 марта, во главе которого шел бы Немцов, мог бы набрать больше участников, чем состоявшийся неделю назад Антимайдан. Чтобы этого не случилось, необходимо было некое громкое, шокирующее событие, которое мгновенно разрушило бы все планы оппозиционных сил. В-четвертых, ряд СМИ сообщал, что в Кремле произошла утечка информации. В относительно свободном доступе оказались материалы, доказывающие, что Путин планировал аннексировать Крым и Донбасс задолго до побега Януковича. Более того, Немцов и сам готовил доклад на эту тему. Возможно, в Кремле не знали, кто именно устроил эту утечку и решили устранить главного подозреваемого. В-пятых, такое преступление может оправдать последующее усиление контроля силовиков во всех сферах жизни гражданского общества. В результате Кремль сам себе санкционирует закрытие независимых СМИ, блокировку западных соцсетей типа Facebook и Twitter (поскольку эти компании откажутся переносит сервера на территорию РФ) и ряд других ограничений.
Так или иначе, кто бы ни убил Немцова, одно бесспорно – образ критика власти, лежащего у главного здания, символизирующего эту власть, должен вселить страх во всех остальных потенциальных критиков, заключает Daily Beast. Это пуля из страха в самое сердце оппозиции Кремля.