Новости мира

Ходорковский: лучший враг Путина возвращается, – “Le Figaro”, Франция

Этот ссыльный олигарх, которому довелось побывать в тюрьме за противостояние с президентом России, сегодня решает вновь заявить о себе.

Он критикует политику нынешней власти, которая поставила Россию на грань конфронтации с Западом, и собирается подготовить «смену».

Корреспондент Le Figaro встретилась с ним в Вашингтоне.

Мы встречаемся в саду большого дома пары его американских друзей в лесу неподалеку от Вашингтона. Михаил Ходорковский с чувством вдыхает воздух недавно вновь обретенной свободы. Удивительно видеть, как сейчас он с улыбкой пожимает руки нескольким десяткам гостей, которые собрались, чтобы отметить его первую поездку в Америку после освобождения. Рядом с ним стоит сияющий сын Павел. За годы заключения отца этот 28-летний предприниматель сделал все, чтобы о нем не забыли в американской администрации и Конгрессе.

Еще год назад казалось, что Ходорковский обречен до скончания веков томиться в тюрьме на крайнем севере. Все это время он читал великих философов, от Макиавелли до Монтескье и Вольтера, а также российских церковников, чтобы понять связь между его личными испытаниями и трагической судьбой его народа, который вновь оказался под пятой хищнической власти после свободы, рухнувших надежд и хаоса ельцинской эры. Так он справлялся с жизнью за решеткой. «Нужно было занять себя тем, что происходит за стенами тюрьмы», — объясняет он. Кроме того, тем самым этот убежденный западник готовил будущее России, которая скатилась в «опасную историческую колею» и пошла по пути потенциально роковой конфронтации с Западом.

Внутренняя сила

«Спасибо, что пождали, — начал он в воскресенье вечером на встрече с гостями. — Меня очень поддерживало то, что люди беспокоились обо мне, когда я сидел в тюрьме. Это позволило мне выжить. Я бы попросту не смог ощутить себя свободным, если бы обо мне забыли». Бывшего миллиардера отправили в тюрьму по результатам политического процесса: его обвинили в уклонении от уплаты налогов, однако на самом деле его проступком стало стремление предложить России иной, не путинский путь, и поддержка либеральной оппозиции. Сейчас в вечерних сумерках он шутит, что «сидеть в четырех стенах камеры было не так-то и сложно», потому что он «привык сидеть взаперти в кабинете». Ходорковский был всемогущим хозяином нефтяной компании ЮКОС, жемчужины российской экономики, которую в итоге поглотила Роснефть ближайшего соратника Путина Игоря Сечина. «Вообще, там даже было лучше, потому что у меня не было телефона», — смеется бывший узник.

Если не считать поседевших и поредевших волос, физически Михаил Ходорковский мало изменился с тех бурных времен, когда весь мир смотрел, как он сидит за прутьями клетки в подчиненном российской власти московском суде. У него все то же бледное и исполненное собственного достоинства лицо в очках без оправы. Все та же расслабленная походка и синий костюм без галстука. Ему 51 год, но выглядит он все еще молодо. В нем ощущаются поразительные спокойствие и скромность, полное отсутствие высокомерия и жестокости, которые, вероятно, стоило бы ожидать от одного из принцев российского капитализма 1990-х годов. Ходорковский вырос в среде русской интеллигенции (его родители были химиками) и всегда стоял в стороне от бестиария олигархов, которые наложили руку на богатства страны. Он принял участие в погоне за природными богатствами страны благодаря имевшимся связям в партии, однако выбрал для себя иной путь после кризиса 1998 года: он привел компанию в соответствие западным нормам, запустил гражданские образовательные кампании с помощью своей некоммерческой организации «Открытая Россия», и незадолго до заключения проявил поистине небывалую стойкость. «В нем скромность сочетается с невероятной внутренней силой, — отмечает директор Института анализа глобальной безопасности Ариэль Коэн. — Кажется, что годы заключения просто соскользнули с него». «Вы вдохновили нас, вы всегда вызывали не жалость, а лишь одно уважение, — обращается к нему один бывший депутат. — Тем не менее кое-что до сих пор непонятно: почему Путин отпустил вас на свободу?»

Вопрос, разумеется, отнюдь не случайный, особенно с учетом нынешней напряженной ситуации. Все наблюдатели во главе с самим Ходорковским признают, что это освобождение стало настоящим чудом, так как открытое для него окно возможностей было чрезвычайно узким. Олимпийские игры в Сочи, на которых Путину захотелось представить себя великодушным царем, определенно сыграли свою роль, признает бывший олигарх. Отмечает он и решающую роль немецкой дипломатии, и в частности Ангелы Меркель с бывшим министром иностранных дел Гансом-Дитрихом Геншером. Все соратники Ходорковского говорят, что тому «очень повезло» выйти на свободу до украинского кризиса и вызванного им ужесточения позиции режима. Некоторые убеждены, что Владимир Путин уже горько жалеет об этом решении. Другие же, как Мария Логан, полагают, что российский лидер уверен в собственном превосходстве и посчитал забавным освободить своего противника, чтобы поиграть с ним как кот с мышью.

Как бы то ни было, бывший магнат намеревается направить все силы (и приобретенный в тюрьме нравственный авторитет) на битву против путинского режима за будущее всей России. Несколько дней назад в интервью le Monde он объявил о запуске собственного оппозиционного движения и, несмотря на отсутствие личных амбиций, не стал исключать возможность участия в президентской гонке. Десять дней назад его организация «Открытая Россия» возобновила работу по всей стране и открыла новый интернет-сайт, а также начала целый ряд конференций и гражданских инициатив. Ходорковский не строит планов насчет ближайшего будущего и нацелен на более отдаленную перспективу. Он хочет подготовить «команду управленцев, которая будет готова принять смену» после крушения режима. «Сегодня власть пользуется истерической поддержкой, потому что разыгрывает карту национализма и украинского кризиса, — считает он. — Сколько еще времени это продлится? Неизвестно. Но нужно быть готовыми. Сформировать команду, которая будет готова предложить альтернативу». Бывший узник намеревается выстраивать свой европейский и либеральный проект на основе «равенства перед законом» и «социальной справедливости». «Нам нужно доказать неправоту Путина, который утверждает, что в стране нет никого кроме него».

Скромность и дисциплина

Михаил Ходорковский прекрасно понимает, что положение изгнанника ставит перед ним серьезные ограничения. Тем не менее он убежден, что символ другого будущего для России, проевропейской и демократической страны, которая с уважением относится к суверенитету соседей, как никогда важен сейчас, когда Путин избрал путь авторитаризма и сделал геополитическую ставку на «раззападнивание мира», как выразился эксперт Тома Гомар. Весной Ходорковский побывал в Киеве и Донецке, чтобы показать, что не вся Россия согласна с агрессией. «Те люди на Западе, которые делают вид, что не понимают важности происходящего на Украине, сильно ошибаются. Они не хотят замечать агрессивность российского режима. Но если вы не остановите Путина, завтра под угрозой окажется уже ваша собственная безопасность», — обращается он к восхищенным деспотом европейским партиям. Эту тему он поднимал во время бесед в Госдепартаменте, Белом доме и на Капитолийском холме. «Разрыв отношений с Западом — это опасный шаг для России, потому что он лишает ее культурного самосознания», — отметил он в среду на устроенном НКО Freedom House приеме. Там он произнес исполненную критики речь о путинской России, «за цветущим фасадом которой скрывается остановившаяся в своем развитии страна. «Антизпападная истерия — всего лишь проявление комплексов и страха конкуренции, которые испытывают ставшие российской элитой маргиналы», — продолжил Ходорковский, назвав «европейскими» все ценности, которые лежали в основе величия России. «Настоящие российские патриоты должны сказать правду» о том, что «война на Украине была начата с одной лишь целью: сохранить» агонизирующий российский режим. По его словам, «только осознание исторической важности момента позволит народу совершить столь важный подвиг по спасению России. Этот подвиг заключается в том, чтобы научиться умеренности и дисциплине, сотрудничеству и взаимопомощи».

С самого начала в судьбе Михаила Ходорковского прослеживается нечто достоевское: его взлет на вершину новой капиталистической России, стремительное падение под ударом вставшего у руля кгбшника, нравственное взросление, нежданное освобождение… А теперь это его решение продолжить борьбу в изгнании вопреки всем очевидным опасностям. Поэтому на прошлой неделе в Вашингтоне у некоторых возникло ощущение, что они присутствуют при знаменательном моменте. «Он — последняя настоящая надежда России, — уверен Ариэль Коэн. — В противном случае Россия надолго потеряна». «Через десять лет этот человек, возможно, встанет у руля страны…» — предрекает бывший депутат Конгресса.

По материалам inoСМИ.ru
rebrov