Новости мира

Что разъедает ЕС изнутри,- мнение

Правительства стран-членов ЕС становятся сильнее и влиятельнее Брюсселя. Это не сулит Европе ничего хорошего.

Джуди Демпси, пишет старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога «Стратегическая Европа».

Если вы хотите понять, что не так с Европейским Союзом, вам стоит прочесть речь Жана-Клода Юнкера, произнесенную им 3 марта в Гааге. Президент Еврокомиссии не из тех, кто рубит с плеча. Но с того момента, как он занял новую должность, его постоянно критикуют страны-члены ЕС и евроскептики, винящие Комиссию во всех проблемах Союза.

«Комиссия превратилась в объект непрекращающейся критики со стороны разных государств, и это понятно, – отметил Юнкер. – Она – удобный козел отпущения для политиков, которые не могут выполнить свои обещания перед избирателями».

Юнкер не пытался оправдать Комиссию. Его горькое описание ситуации в Европе призвано показать, что государства-члены вступили на путь разрушения ЕС. Создается впечатление, полагает он, что те воспринимают мир, воцарившийся после Второй мировой войны, как само собой разумеющееся, хотя совсем рядом в Восточной Украине продолжается гибридная война.

Но есть и более фундаментальный фактор, пагубно влияющий на ЕС – растущая сила стран-членов. Конечно, национальные интересы отдельных государств постоянно конфликтуют с приоритетами Комиссии, но не до такой степени. На данный момент все сложилось таким образом, что амбиции ЕС стать серьезным стратегическим игроком будут похоронены, если члены ЕС не оставят свои эгоистические интересы в стороне.

Например, говорит Юнкер, в ноябре 2015 года страны-члены ЕС принимали решение, как долго должны гореть рождественские свечи: каким должно быть пламя, как свечи фиксировать и где их можно размещать. Можно подумать, в разгар кризиса беженцев правительствам европейских стран больше нечего обсуждать.

После принятия такого абсурдного решения, являющегося теперь частью законодательства ЕС, те, кто агитируют за выход Британии из Евросоюза, получат дополнительный аргумент. А Комиссию, безусловно, обвинят в том, что она доводит регуляцию до абсурда. Хотя, напоминает Юнкер, поднимать ли такой вопрос, решала не Комиссия. «Голосование инициировали 28 стран-членов ЕС, действовавшие с подачи производителей свечей. Только Великобритания и Нидерланды воздержались».

Конечно, лобби и различные интересы не являются чем-то новым, поскольку каждая страна пытается защитить свои позиции. Но на сегодняшний день сложившаяся ситуация уникальна: именно в тот момент, когда Евросоюзу необходимо единство, растет влияние отдельных правительств. Это не Еврокомиссия, а страны-члены ЕС набирают силу, причем большими темпами.

Взгляните, как власти Польши решили на свое усмотрение ограничить свободу судебной системы и медиа. Финляндия, тем временем, раскритиковала Еврокомиссию за то, что та выступила против принятых в Польше изменений, утверждая при этом, что «Европа не должна вмешиваться, поскольку это внутреннее дело поляков». Но, как отметил Юнкер, «Соглашение четко указывает Комиссии следить за такими вещами».

Кроме того, все чаще в европейских странах проводятся референдумы, призванные дистанцироваться от Брюсселя или другими словами – от Комиссии. Венгрия собирается провести референдум относительно того, должна ли страна принимать беженцев по квоте ЕС или нет. Нидерланды проголосуют, принимать ли Соглашение об Ассоциации Украины и ЕС. А британцы в июне решат, оставаться ли им в Евросоюзе.

Брюссель становится все менее популярным, а референдумы могут стать эффективным инструментом по легитимации действий правительств, отличающихся своим евроскептицизмом. Причем они поступают так, как хотят, уже сейчас, не проводя каких-либо плебисцитов. Чтобы не допустить беженцев в свои страны, несколько правительств вернули пограничный контроль внутри Шенгенской зоны, и при этом удостоверились, что смогут и дальше пользоваться преимуществами членства в ЕС.

Подобная недальновидная позиция стран-членов уже нанесла большой удар по репутации Европы. Таким лидерам как российский президент Владимир Путин слабая и разобщенная Европа играет лишь на руку. Немецкий канцлер Ангела Меркель прекрасно это понимает.

Сложно себе представить, что заставит членов ЕС избавиться от иллюзии, будто защищая собственные национальные интересы (если продолжительность горения свечи можно назвать национальным интересом), они служат Европе.

Террористические атаки во Франции в ноябре 2015 года, а также решимость, с которой беженцы и мигранты готовы добраться до Европы, должны были убедить страны ЕС в том, что им необходима сильная общая политика в сфере безопасности и действенное законодательство по предоставлению убежища. Но все происходит с точностью наоборот. И стабильного будущего Европе это не сулит.

fox