Новости мира

Война в Сирии: Братья по оружию, – Илларионов

Решение о совместной ирано-российской военной акции в Сирии было принято на встрече между министром иностранных дел России и аятоллой Али Хаменеи несколько месяцев назад.

Союзническая коалиция, созданная гением и усилиями генерала Сулеймани, в настоящее время включает в себя вооруженные силы 6 участников – Ирана, России, Асада, шиитского правительства Ирака, Хезболлы, а также ИГИЛ.

На сегодняшний день практически единственным противником этой коалиции, подвергающимся ударам со стороны почти всех участников этой коалиции (кроме Ирака; со стороны России – 55 ударов из 57), являются подразделения сирийской умеренной и исламской оппозиции, выступающие против режима Асада и получавшие подготовку, тренировку, оружие от США.

Руководитель Пентагона Картер в течение последних дней неоднократно призывал, в том числе публично, к жесткому сопротивлению российской операции в Сирии, уничтожающей повстанцев, подготовленных США.

Однако президент США играет двойственную (если не сказать: предательскую) по отношению к сирийской оппозиции роль, отказывая последней в какой-либо помощи, не выступая против российской военной операции в Сирии и по-прежнему повторяя, что он может сотрудничать с Путиным и Ираном и, более того, надеется на такое сотрудничество.

Так что в каком-то смысле участников международной коалиции имени генерала Сулеймани теперь семеро. К шести названным выше следует добавить еще одного – Барака Обаму.

“На встрече в Москве в июле высокопоставленный иранский генерал развернул карту Сирии, чтобы объяснить принимавшим его россиянам, как ряд поражений президента Башара Асада можно превратить в победу – с помощью России”, – передает Reuters. “Визит генерал-майора Касема Сулеймани в Москву был первым шагом в планировании российского военного вмешательства, изменившего ход сирийской войны и сформировавшего новый ирано-российский альянс в поддержку Асада”, – пишут авторы статьи Лайла Бассам и Том Перри.

Высокопоставленные источники в регионе утверждают, что он уже руководил наземными боевыми действиями против повстанцев в Сирии и сейчас находится в центре планирования нового наступления при поддержке России и Ирана.

“Сулеймани положил карту Сирии на стол. Русские были очень встревожены и понимали, что ситуация резко ухудшается и что существуют серьезные угрозы для режима. Иранцы уверяли их, что все еще есть возможность перехватить инициативу, – заявил высокопоставленный чиновник в регионе. – Тогда Сулеймани сыграл свою роль, убедив их в том, что не все потеряно”.

Решение о совместной ирано-российской военной акции в Сирии было принято на встрече между министром иностранных дел России и аятоллой Али Хаменеи несколько месяцев назад, по словам высокопоставленного чиновника в одной из стран региона, имеющего отношение к вопросам безопасности. “Сулеймани, которому Хаменеи поручил руководить иранской частью операции, поехал в Москву, чтобы обсудить детали. И с тех пор он также несколько раз ездил в Сирию”, – заявил чиновник.

Хаменеи также послал в Москву свое доверенное лицо для встречи с президентом Владимиром Путиным, заявил другой высокопоставленный чиновник в регионе. По его данным, Путин сказал доверенному лицу: “Хорошо, мы вмешаемся. Посылайте Касема Сулеймани”.

Военное вмешательство в Сирии изложено в соглашении между Москвой и Тегераном, в котором говорится, что наземные операции войск Ирана, Сирии и ливанской “Хизбаллы” пройдут при поддержке российских ударов с воздуха, заявил один из высокопоставленных источников в регионе.

Россия и Иран, по данным Reuters, планировали свою операцию в течение нескольких месяцев. Речь шла о нанесении российскими ВВС ударов по повстанцам в Сирии с воздуха и участии иранских спецслужб на земле. Источники агентства подчеркивают, что иранский генерал уже контролировал наземные операции против повстанцев в Сирии, а теперь принимает участие в разработке “новой российско-иранской операции”, пишет Reuters.

Как рассказали агентству три высокопоставленных источника в регионе, поездке Сулеймани в июле предшествовали российско-иранские консультации на высоком уровне, в ходе которых стороны пришли к политическому соглашению о необходимости активизировать поддержку Асада. Еще один источник рассказал агентству, что решение о совместной ирано-российской военной поддержке Асада было принято на встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова и верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи несколько месяцев назад. “Сулеймани, назначенный Хаменеи ответственным за иранскую часть операции, ездил в Москву, чтобы обсудить детали. С тех пор он также приезжал в Сирию несколько раз”, – рассказал чиновник.

В сентябре ливанская газета “Ас-Сафир” утверждала, что в начале месяца командир элитного иранского подразделения “Аль-Кудс” Касем Сулеймани второй раз за последнее время посетил Москву. Издание ссылалось на информацию некоего арабского источника и предполагало, что РФ и Иран договариваются о совместной работе на территории Сирии. “Согласно арабским источникам, иранцы и русские достигли общего видения”, – говорилось в материале издания.

Тогда сообщалось также, что в скором времени в Сирию должны были начаться поставки ударных вертолетов Ми-28 “Ночной охотник”, вооруженных противотанковыми ракетами “Штурм” и “Атака”. По сведениям “Ас-Сафир”, Дамаск рассчитывал получить 20 таких вертолетов, причем россияне согласились в ближайшие месяцы поставить в Сирию восемь вертолетов Ми-28. В публикации ливанского издания было упомянуто и о наличии рядом с сирийской Латакией не менее семи российских танков Т-90 “Владимир” и артиллерийских орудий.

Статья о предполагаемом визите Сулеймани в Россию была размещена на передовице ливанской газеты. Считается, что “Ас-Сафир” поддерживает Асада и имеет надежные источники в Тегеране, отмечает NEWSru Israel.

Иранские военные из “Аль-Кудс”, по данным Reuters, помогают президенту Асаду как минимум с начала 2014 года. Летом 2015 года пресса писала о десантировании в Сирии 15 тысяч иранских военных, которые якобы высадились под Дамаском и Латакией (об этом говорится, в частности, в материале ближневосточного информационного агентства Albawaba).

В августе телеканал Fox News со ссылкой на данные западной разведки сообщил о первом предполагаемом визите Касема Сулеймани в РФ. Темы, которые обсуждались на этой встрече, доподлинно неизвестны. Однако примечательным остается тот факт, что Сулеймани включен в черный список ООН из-за подозрений в причастности к разработке ядерной программы Тегерана и выезд за пределы Ирана ему запрещен. Таким образом, если Россия действительно принимала Сулеймани, то это является нарушением резолюции ООН.

Власти России все сообщения о поездках Сулеймани в Москву тогда опровергли. Изначально Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России Владимира Путина, лаконичным “нет” ответил на вопрос о том, соответствует ли информация о встрече главы государства с иранским генералом действительности. Затем в Министерстве иностранных дел России дали более развернутый комментарий по этому поводу. “Такие сообщения, откровенно говоря, вызвали у нас большое удивление. Господин Сулеймани в Москве не находился”, – заявили, в частности, в российском МИДе по поводу сообщений о визитах Сулеймани.

Ранее источники Bloomberg утверждали, что план военной кампании России в Сирии разработали глава президентской администрации Сергей Иванов, министр обороны Сергей Шойгу и глава Совбеза Николай Патрушев. Неназванные российские чиновники сообщили агентству, что для власти объявленная война боевикам “Исламского государства”, захватившим значительные территории Сирии, – это способ вывести Россию из изоляции.

Тем временем группировка обученных ЦРУ повстанцев “Лива сукур аль-Джабаль” сообщила, что российские самолеты уничтожили основные склады ее оружия в Сирии. Об этом Reuters заявил командир группировки Хасан Хадж Али, с которым агентство общалось через интернет.

По словам собеседника агентства, основные склады боеприпасов группировки находились в провинции Алеппо и были практически полностью разрушены при авиаударе во вторник вечером. Али добавил, что это уже второй раз, когда позиции группировки подверглись авиаударам со стороны российской авиации.

Повстанцы “Лива сукур аль-Джабаль” прошли подготовку, организованную ЦРУ США в Саудовской Аравии и Катаре, отмечает Reuters. Вашингтон считает группировку умеренной сирийской оппозицией. “Лива сукур аль-Джабаль” действует на территориях Западной Сирии, в районах, которые подвергаются бомбардировкам российских Воздушно-космических сил (ВКС). Государства, которые выступают против режима действующего президента Сирии Башара Асада, ранее снабдили группировку управляемыми противотанковыми ракетами.

При этом лидер “Лива сукур аль-Джабаль” утверждает, что его группировка воюет против боевиков “Исламского государства”. По словам Али, во вторник ИГ напали на бойцов группировки, подложив бомбу в автомобиль на одной из ее баз.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что лишь два из 57 ударов российской авиации в Сирии были направлены на ИГ.

Россия в течение нескольких дней наносила в Сирии авиаудары по территориям, занятым оппозиционными президенту Башару Асаду силами, поддержку которым предоставляет ЦРУ, и это заставляет США считать подобные действия Москвы намеренными, утверждают американские официальные лица. После атаки на одну из групп, которую поддерживает ЦРУ, среди американцев возникли разногласия: делает ли Россия это специально или просто не различает многочисленные группировки противников Асада. Но теперь американские чиновники уверены, что Россия с 30 сентября напрямую атакует поддерживаемых ЦРУ повстанцев, которые представляют наибольшую угрозу режиму Асада. По их словам, у Москвы две цели – укрепить позиции режима и сделать предупреждение администрации Обамы.

Одной из первых целей России была группировка “Таджаму аль-Изза” в провинции Хама в центральной Сирии, говорят представители США и повстанцев. Первый удар был нанесен 30 сентября в 9 утра, застав повстанцев врасплох. Всего за первые три дня российской кампании было еще 17 ударов, в результате которых пострадали 25 бойцов группировки. Некоторых из них обучало ЦРУ, утверждает их командир, майор Джамиль аль-Салих.

Также Россия нанесла авиаудары еще по нескольким группам повстанцев, поддерживаемых США и их союзниками по коалиции. В том числе по “Первой береговой дивизии”, чья база в северной провинции Латакия у границы с Турцией была дважды атакована поздно вечером 2 октября, заявляет ее командир капитан Мухаммед Хадж Али.

В администрации Обамы думали над тем, чтобы попросить Россию избегать некоторых зон, контролируемых сирийской оппозицией, говорят чиновники. Но отбросили эту идею, поняв, что Россия может использовать эту информацию для более нацеленных атак. Программа ЦРУ по вооружению и подготовке бойцов в Сирии давно подвергается критике некоторых членов администрации Обамы и конгресса. Они сомневаются в способности и смысле подготовки с нуля армии для борьбы с Асадом. Изначально в 2012 г. Обама был против этого, потому что не хотел втягивать США в очередную войну на Ближнем Востоке. Но в начале 2013 г. под давлением союзников из стран Персидского залива американский президент одобрил тайную программу ЦРУ. Теоретически она должна была оказать военное давление на Асада, чтобы он согласился на дипломатические переговоры. Но даже некоторые высокопоставленные лица в ЦРУ не были уверены, что план вскоре сработает, вспоминают члены конгресса.

Постепенно подготовленные США группировки завоевывали территорию, и это пошатнуло уверенность Асада в способности защитить важные прибрежные районы, включая провинцию Латакия, что спровоцировало военное вмешательство России, говорят американцы. Они уверены, что Россия получает информацию о целях от режима Асада, причем приоритетными являются группировки, поддерживаемые ЦРУ и его союзниками. Одна из причин – они владеют противотанковыми ракетными комплексами TOW, которые им поставили США.

Как заявляют представители умеренной оппозиции, Россия их атакует, потому что в случае их уничтожения Запад не станет сотрудничать с более радикальными группировками и будет вынужден согласиться на сохранение власти у Асада. Также они говорят, что Белый дом пока не предлагает им какую-либо конкретную помощь.

Представители администрации президента США утверждают, что ищут способы и дальше поддерживать оппозицию. Но, по их словам, Обама не хочет ни начать опосредованную войну с Россией, ни позволить Москве отстранить США от борьбы с ИГ. Пентагон пытается создать собственную параллельную программу подготовки повстанцев в Сирии и обещает защищать их от режима Асада. Но программа Пентагона ориентирована исключительно против ИГ, а поддерживаемые ЦРУ группировки не имеют такого же уровня защиты, говорят чиновники.
По словам представителей оппозиционных группировок, если США их не поддержат, им понадобится более тяжелое вооружение, включая переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), чтобы бороться с российской авиацией. Некоторые союзники США, например Саудовская Аравия, в прошлом предлагали поставлять их в Сирию в ограниченном количестве, но, по словам чиновников из США и стран Персидского залива, Вашингтон отказался, опасаясь, что ПЗРК могут попасть не в те руки или быть использованы против гражданской авиации.

Из-за атак России Белому дому будет сложнее контролировать ситуацию и не допустить, чтобы предоставленные сами себе повстанцы раздобыли ПЗРК у кого-то еще, предупреждают американские чиновники. “Поскольку мы не реагируем, эти группировки говорят о возможности использования ПЗРК в районах, где присутствует “Аль-Каида” и где они не будут контролироваться, чтобы отвечать русским, – говорит высокопоставленный американский чиновник. – Сейчас это настоящий кошмар”.

Сирийская правительственная армия перешла в наступление на ряде участков противостояния с боевиками “Исламского государства”, получая поддержку с воздуха от российской авиации. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на руководителя группы правозащитников в Сирии Рами Абдулрахмана, впервые после начала российских авиаударов правительственная армия провела наземную операцию, получая поддержку с воздуха. По его словам, после налета на позиции боевиков в районе крупного шоссе, связывающего север и юг страны, этот же район атаковали солдаты сирийской армии. Правозащитник сообщил о тяжелых боях. Абдулрахман не уточнил, кто именно контролирует позиции, которые сейчас атакует правительственная армия.

Шоссе, о котором говорится в сообщении, связывает крупнейшие города Сирии — Дамаск, Хомс, Хаму, Идлиб и Алеппо. Все они, кроме столицы, контролируются различными группировками — как “Сирийской свободной армией”, так и террористами “Исламского государства” и связанной с “Аль-Каидой” группировкой “Джебхат ан-Нусра”.

По материалам «Обозреватель»
regional