Новости мира

Последствия разрушительного взрыва в Бейруте: как проходит восстановление города

Спустя месяц после разрушительного взрыва в Бейруте Гассан Тубаджи все еще сидит под зияющей дырой в потолке - он может смотреть вверх через свисающую штукатурку, провода, металлические арматуры и разрушенную кирпичную крышу и видеть немного неба.

74-летний мужчина пережил взрыв 4 августа, отделавшись синяками, но его падение от взрывной волны обострило его болезни сердца и кровообращения. Из-за этого и развалившейся экономики Ливана он не может вернуться к работе.

Он использовал последние долларовые сбережения, которые копила его жена – драгоценный товар, поскольку стоимость местной валюты сводится на нет – на ремонт окон, разрушенных взрывом.

Группы добровольцев, символ духа взаимопомощи, выросшего из неудач коррумпированного политического класса Ливана, пришли в его квартиру и оценили ущерб. На окна поставили пластик и обещали, что стекло в конце концов обойдется ему бесплатно. Четыре недели спустя они не вернулись.

С терпеливой улыбкой он сказал, что ценит добрые намерения молодых добровольцев. Но ждать он не мог – из-за того, что влажность иногда доходила до 80%, а летнее солнце весь день светило в его квартиру, ему нужно было что-то делать.

«В нашем доме чертовски жарко», – сказал он, сидя в шортах и ​​майке.

Ливанские семьи все еще борются с восстановлением после мощного взрыва в порту Бейрута. Многие уже не в силах сводить концы с концами из-за экономического кризиса в стране, и больше не могут нести затраты на то, чтобы сделать дома пригодными для жизни. Разочарование велико, помощи государства почти не видно, а обещанная международная помощь приходит медленно.

Поскольку до зимы и сезона дождей осталось всего несколько недель, группы помощи обеспокоены тем, что у них может не хватить времени или ресурсов для гигантской работы по ремонту и восстановлению города.

По оценкам ООН, около 200 000 единиц жилья, примерно 40 000 зданий, были повреждены в результате взрыва, из них 3 000 настолько серьезно, что в настоящее время непригодны для проживания.

Потеря домов – это лишь одно из последствий взрыва. В результате взрыва, одного из самых сильных когда-либо зафиксированных неядерных взрывов, погибло более 190 человек и тысячи получили ранения.

Месяц спустя Бейрут по-прежнему остается раненым, скорбящим городом, который борется с бедствием, резко изменившим жизни многих людей. В каменных зданиях столетней давности зияют дыры и отсутствуют балконы. Полностью стерты черты улочек, параллельных порту. Жители ходят с повязками на глазах, с перевязанными руками или на костылях.

Социальные сети по-прежнему наводнены людьми, которые делятся своими историями и видео и рассказывают о своих травмах. Фотографии погибших расклеены по окрестностям. «Он – жертва, а не мученик», – гласил один из плакатов, отвергающий попытки властей наложить на умерших ярлык самопожертвования ради дела, рассматриваемого как способ смягчить их собственную ответственность.

Организация Объединенных Наций обратилась с призывом выделить 344,5 миллиона долларов чрезвычайных средств на срок до ноября, а через несколько дней после взрыва Франция и ООН совместно организовали конференцию доноров. Но пока поступило только 16,3% средств.

Из общей суммы обещанных взносов 84,5 миллиона долларов предназначены для обеспечения безопасности и ремонта жилья, но было рассредоточено только 1,9 миллиона долларов, сказала Елена Дикомитис, советник Норвежского совета по делам беженцев в Ливане.

Группы помощи обеспокоены тем, что средств недостаточно.

«Холода и дожди могут начаться уже в октябре», – сказала она. «Конечно, десятки тысяч домов невозможно отремонтировать в срок. Мы знаем это наверняка, даже несмотря на все наши усилия».

В Ливане уже есть очень уязвимые группы населения, которым нужна помощь в поисках убежища зимой, в том числе более 1 миллиона сирийских беженцев, большинство из которых живут в нестандартных условиях и теперь рискуют остаться забытыми. «Помимо этих людей у вас в Бейруте теперь есть новые бездомные», – сказала Дикомитис.

Международное сообщество, осознавая общественный гнев в Ливане по поводу безудержной коррупции, заявило, что будет перенаправлять деньги из государственных учреждений и работать только через международные организации и ООН.

Многие жители Бейрута говорят, что им надоело слышать о приближающейся помощи, поскольку они изо всех сил пытаются удержаться на плаву в условиях финансового кризиса.

Валюта упала в цене по отношению к доллару, и банки заблокировали долларовые счета, чтобы предотвратить бегство капитала. Цены резко выросли, а импорт ограничен в стране, которая импортирует почти все. Не имея доступа к своим деньгам, даже самые способные изо всех сил пытаются найти материалы для ремонта.

«Никто не помог нам даже гвоздем», – сказал Роберт Хадж, владелец центра скутеров, который пострадал в результате взрыва. «Ежедневные задержки убивают наши компании… Наши деньги заблокированы в банках».

«Они заставили нас сдаться», – сказал он.

Практически не имея системы защиты, такие пожилые люди, как Тубаджи, сильно страдают.

У него нет пенсии, социальной или медицинской страховки, поэтому ему и его жене, которым обоим за 70, приходилось продолжать работать. Тубаджи работал, взимая с людей плату за подписание документов в Министерстве финансов.

Он был вынужден остаться дома из-за спада экономики и последовавших за ним общенациональных протестов, которые начались в октябре. Его жена, швея, тоже практически не работает.

Они потеряли 30 миллионов ливанских фунтов на своем банковском счете. За ночь финансового кризиса стоимость их сбережений упала с 20 000 долларов до чуть более 3000 долларов. Его жена хранила немного долларов дома, подальше от банков, но они пошли на ремонт окон.

«Вы знаете, сколько стоит метр стекла? 160 долларов», – сказал Тубаджи.

Когда произошел взрыв, Тубаджи упал лицом вниз, и разбитое стекло упало на его спину.

Он сказал, что Ливан тоже падал из-за насилия и конфликтов, и каждый раз ему удавалось встать, «и хорошие люди приходили на помощь».

На этот раз он не так уверен.

Политики «ограбили страну, а банки разорены. Кто на этот раз поможет стране встать на ноги?»

Источник: Associated Press

Ольга Степанова