Обозреватели немецких газет и журналов пытаются проанализировать, насколько действенными оказались санкции и готова ли Москва придерживаться достигнутых договоренностей.
Газета Die Zeit в своем онлайн-издании публикует комментарий Маттиаса Гайса (Matthias Geis) под заголовком «Саммит «большой двадцатки»: под тенью Путина». Автор полагает, что российскому президенту явно пришлась по душе роль «плохого парня» мировой политики.
Иначе зачем бы он аккурат к саммиту отправил к берегам Австралии российские боевые корабли? Далее Маттиас Гайс упоминает о том, что последний разговор канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel) с российским президентом Владимиром Путиным, который ей пришлось вести на саммите, был уже 37-ым по счету.
«Опыт показывает, что не только безрезультатные, но и, казалось бы, успешные переговоры с Путиным по Украине в конечном итоге заканчиваются ничем, — отмечает Гайс. — Понимает ли Путин, что это в перспективе значит для его репутации как договаривающейся стороны? Ведь он не просто блокирует решения, но и рвет в клочья уже достигнутые договоренности, как будто никогда их всерьез и не принимал. В Брисбене Путин был практически изолирован. Он ведет себя так, будто хочет сжечь все мосты».
«Ангела Меркель в своем разговоре в Брисбене не случайно упомянула Молдавию и Грузию — страны, которые Россия тоже причисляет к своей зоне влияния. Точно так же, как и на Украине, Путин применяет к ним ступенчатую стратегию запугивания. Сейчас новый ледниковый период в отношениях между Путиным и Западом становится все вероятнее. Именно потому, что Запад ясно осознает, что у конфликта на Украине нет военного решения, он должен проявлять твердость», — указывает Маттиас Гайс в газете Die Zeit.
Обозреватель газеты Süddeutsche Zeitung Штефан Корнелиус (Stefan Kornelius) в комментарии под заголовком «Логика устрашения» опровергает нередко звучащие упреки в том, что Запад слишком мало прислушивается к Путину, и задается вопросом: а можно ли в принципе верить российскому президенту, учитывая постоянные расхождения между его словами и делами? В качестве примеров Корнелиус приводит «зеленых человечков» в Крыму, поставки оружия сепаратистам, российских военнослужащих, которые едут в отпуск в Донецк и Луганск, а потом оттуда не возвращаются.
Автор продолжает: «Мировоззрение Путина еще ужаснее. Его логика требует признать раздел мира на зоны влияния, поделить страны на могущественные и более слабые, отнять у народов право на демократическое самоопределение и заставить их подчиняться».
«Путин сейчас предостерегает, что санкции нанесут ущерб самому Западу, а Дума обсуждает введение закона об экспроприации имущества западных инвесторов, — пишет Корнелиус на страницах Süddeutsche Zeitung. — Но ведь эти шаги свидетельствуют как раз о том, насколько больно санкции ударили по России, а их потенциальное ужесточение явно приводит многих в неописуемый ужас. Путин лишь в ограниченных пределах может использовать нефть и газ в качестве инструмента давления. А если под ударом окажется вся олигархическая система, то давление Запада ударит и по Путину».
Совсем иной точки зрения придерживается обозреватель газеты Die Welt Михаэль Штюрмер (Michael Stürmer). Это ясно уже по заголовку его статьи: «Санкциями от Москвы ничего не добиться». Автор подчеркивает, что кризис в Украине — лишь часть кризиса всей существовавшей до сих пор мировой системы.
«Накажем Путина», — такой была американская реакция на насильственную российскую оккупацию украинского Крыма, на это открытое издевательство над международным правом, — пишет Штюрмер. — Сейчас, однако, ясно, что Кремль отложил символическую попытку ответных экономических санкций, а вместо этого пошел на хладнокровную и сильную эскалацию в иных сферах: на морях и в воздушном пространстве. От сообщений о столкновениях, которых едва удалось избежать, волосы становятся дыбом. Они напоминают о злейших временах холодной войны».
По словам Штюрмера, Россия ведет «гибридную войну», совершая поступки, от которых всегда можно откреститься: «В чем ее конечная цель, даже в Кремле не знают, не говоря уже о западных столицах. Западные санкции однозначно имели своей целью наказать Путина, будто приходящую в упадок державу, имеющую на вооружении более восьми тысяч ядерных боеголовок, можно запугать».
«Западным политикам ничего другого не приходит в голову, кроме дальнейшего ужесточения санкций. А в Госдуме уже нашлись эксперты, которые хотят в ответ конфисковать западные капиталовложения. Это гарантированно приведет к тому, что в ближайшие 20 лет в России не будет западных инвесторов. Так что пора уже сейчас задуматься над тем, отвечает ли экономическое ослабление России интересам Запада?» — спрашивает Михаэль Штюрмер в газете Die Welt.