Большинство американцев не в силах осознать возможность гораздо большего зла, чем то, с которым они сталкиваются сегодня. Глава предвыборного штаба кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трампа Пол Манафорт уволился (формально сам) - когда разразился скандал с получением последним "черных" денег из коррупционной кассы Партии регионов, а также с его возможными связями с российской военной разведкой.
После этого многие украинские эксперты стали предрекать неминуемое поражение одиозному Трампу, на которого работала столь одиозная личность. Однако эти выводы несколько преждевременны – на самом деле в Соединенных Штатах российские связи окружения Трампа не вызвали такой негативной реакции, как в Украине.
Во-первых, это связано с тем, что тема внешней политики практически не волнует рядовых американцев. Украинский читатель удивится тому, насколько наивным может быть среднестатистический американский избиратель в этих вопросах, и насколько он недооценивает российскую угрозу. То, что ведущие американские газеты и телеканалы периодически сообщают об этой угрозе, а Госдепартамент делает заявления в поддержку Украины, мало способно изменить ситуацию.
Российская пропаганда, давно и успешно обосновавшаяся в США, умело играет на присущем американцам критическом отношении к своему государству. Даже убежденный американский патриот привык не доверять политикам. Критичное и даже подозрительное отношение к власти американцы считают главным достижением своей демократии и гарантией от диктатуры.
Само по себе это очень похвальное качество, но именно его российские пропагандисты используют больше, чем все остальное. Поставляемая российскими пропагандистами “информация” часто воспринимается людьми просто как альтернативная точка зрения. Именно поэтому каналы вроде RT для большинства жителей Америки – всего лишь еще один источник информации, а позиция кандидата в президенты по Путину – всего лишь иная, отличная от господствующей точка зрения, которая лишь подчеркивает “внесистемный” характер Трампа, и мало интересна американскому избирателю сама по себе. “Поставляемая российскими пропагандистами «информация» часто воспринимается американцами просто как альтернативная точка зрения.” Во-вторых, поддержка Трампа в США во многом базируется на иррациональных мотивах. По сути, она являет собой трансформированное недовольство курсом правящей Демократической партии. Точнее, недовольство и чувства незащищенности. И у американского общества есть реальные основания для опасений, в отличие от российского, которое боится выдуманных в Кремле угроз. Иррациональным в случае американцев является лишь их представление о степени, масштабах и серьезности проблем, – и вера в Трампа как в человека, способного их решить. Среди проблем, которые больше всего волнуют обычных избирателей на данный момент, выделяется социальная политика Барака Обамы и, следовательно, Хиллари Клинтон как его преемницы.
Американцы старшего поколения недовольны тем, что американский патриотизм отступает перед политкорректностью, а страна теряет позиции мирового лидера. Американцев всех поколений не устраивает, что эмигранты, ни дня не работавшие в Штатах, получают за счет налогоплательщиков массу социальных гарантий и из-за этого теряют стимул искать работу. Некоторые американцы жаловались мне, что “страна управляется одним процентом населения”, а именно элитами с Западного и Восточного побережий, которые высокомерно относятся к простым гражданам.
Многих в США беспокоит усугубляющееся разделение между разными национальными и этническими группами, поддержка меньшинств в ущерб интересам большинства, приводящая к выплескиванию агрессии на представителей этих меньшинств.
Более того, ряд людей видит в этом не только показатель личной нечестности кандидата, но и угрозу системе разделения ветвей власти, поскольку именно президент назначает несменяемых судей Верховного Суда США. Соответственно, приверженцы Республиканской партии опасаются, что в случае победы Клинтон может назначить судьями Верховного Суда “своих людей”, что приведет к коррумпированности этого важнейшего органа судебной власти и разрушению традиционной американской системы сдержек и противовесов. Плюс к этому, на фоне растущего числа терактов в обществе появилась чувство тревоги и незащищенности.
Подчёркнутая миролюбивость Обамы в нынешних суровых обстоятельствах разгула войн и терроризма оказалась трагически неуместной, лишь в очередной раз демонстрирующей его неспособность отвечать на растущие угрозы. А понимание обществом того, что адекватного ответа не будет, всегда лишь усиливает напряжение.
Трамп же набирает популярность тем, что глобально преувеличивает существующие проблемы. Если сравнить с тем, что сегодня приходится переживать украинцам или думающим людям в России, очевидно, что американские проблемы не носят критического характера. Однако, к сожалению, большинство американцев, привыкших жить в благополучной стране, не в силах представить и осознать возможность гораздо большего зла, чем то, с которым они сталкиваются сегодня.
Пользуясь этим, Трамп в классическом популистском стиле представляет вполне пригодную для нормальной жизни ситуацию катастрофической, безвыходной, гибельной – и тут же утверждает, что только он один способен ее исправить.
Кстати, именно такой прием использовал и Владимир Путин в своей внутренней пропаганде. Создавая образ внешнего врага в лице Соединенных Штатов и “оккупированной фашистами” Украины, он внушал населению постоянное ощущение опасности, для устранения которой предлагал самые экстремальные меры: войну, репрессии, любую подлость и ложь. Хочется верить, что американцы, в отличие от россиян, все же не поддадутся на столь примитивную манипуляцию и не променяют базовые ценности и свободы своей страны на иллюзию быстрого и беспроблемного обретения комфорта. В противном случае платить за подобную глупость придется не только Соединенным Штатам, но и всему миру.
Ксения Кириллова