Новости мира

Atlantic Сouncil: Будет ли внешняя политика Трампа иметь хоть малейший смысл?

Избрание Дональда Трампа знаменует собой поворотный момент в мире международных отношений. Спекуляций на тему планов избранного президента появилось предостаточно, но достоверно о его будущей политике до сих пор ничего не известно, возможно, из-за того, что она еще не сформирована.

Даже если это так, никто не мешает нам размышлять на эту тему, а также скрупулезно изучая сделанные на сегодняшний день назначения, делать свои выводы. В чем сегодня уже точно можно быть уверенным – это в том, что линия поведения Трампа в течение всего срока будет меняться во многих направлениях без учета принятых норм, исторически сложившихся обстоятельств или достигнутых в прошлом компромиссов.

Мы понимаем, что дипломатия в исполнении Трампа будет представлять собой воплощение в жизнь «искусства сделки» или стратегии ведения переговоров «в деловом стиле». Под этим подразумевается применение любых методов для того, чтобы успешно «закрыть сделку» или достичь цели – от обольщений до угроз, оскорблений, агрессии, травли, обвинений, подкупа и запугивания.

Применяя эти методы, Трамп убрал с политической сцены шестнадцать других кандидатов от Республиканской партии, затем получил предложение от однопартийцев о выдвижении своей кандидатуры на выборы, и, беспрерывно оскорбляя Хиллари Клинтон во время компании, победил.

«Это недопустимо» – можно было бы сказать на любом из этих этапов, но жизнь к нам сурова, и ловкий торговец недвижимостью будет занимать Белый дом следующие четыре года.

Есть уже первые жертвы его «дипломатии» – это Мексика и Канада. Трамп пообещал выбросить в мусорную корзину Североамериканское соглашение о свободной торговле и планы о восстановлении торговых отношений. Он пообещал построить стену на границе с Мексикой и проложить трубопровод Keystone XL, чтобы качать канадскую нефть в США. На переговорах по этим проблемам используется метод кнута и пряника.

Применяя эту тактику, избранный президент не оставляет Мексике другого выбора, как идти на уступки в отчаянных попытках отговорить его или смягчить его позицию. Канада находится в аналогичном положении. Чтобы получить «добро» на строительство Keystone XL и сохранить торговый союз, ей придется идти на компромисс и выполнить требование Трампа тратить 2 процента своего ВВП на военные расходы как члену НАТО.

Геополитическая игра ведется в том же духе. Многие беспокоятся о том, что Трамп имеет к Путину расположение, но обещания вновь избранного президента увеличить военную мощь Америки, и принудить страны НАТО сделать тоже самое, уже не является хорошей новостью для президента России, Башара Асада и прочих смутьянов.

Интересно порассуждать о том, что лестные отзывы Трампа о Путине могли быть лишь попыткой сыграть на тщеславии последнего, чтобы смягчить его отношение перед жестким разговором за закрытыми дверями.

Многие, тем не менее, опасаются, что это не так.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс сказал на этой неделе ВВС: «я испытываю страх и озабоченность по поводу безопасности в период передачи власти», предполагая, что Путин может вторгнуться в страны НАТО, чтобы проверить Альянс на прочность до того, как Трамп вступит в должность.

Ряд других сигналов, между тем, опровергают эту гипотезу. Избранный вице-президент США Майк Пенс – сторонник жесткой линии в отношении России и не уступает в этом Джону Маккейну. Такова же позиция Митта Ромни, который, по слухам, может быть назначен госсекретарем. «Путин-геополитический враг Америки номер один», – заявил Ромни.

В противоположность им ключевой советник по безопасности Трампа, отставной лейтенант генерал Майкл Флинн, лоялен к России.

В прошлом году он даже приезжал в Москву на праздничный банкет по случаю 10й годовщины RT, где сидел за столом рядом с российским президентом. Однако наращивание военной мощи и шаг по увольнению с должности советника Пола Манафорта, известного сотрудничеством с ворами-олигархами в некоторых регионах мира, указывают, что подход Трампа будет иным.

Критические замечания Трампа в адрес НАТО касаются того факта, что все страны-члены блока, кроме пяти (США, Греции, Великобритании, Эстонии и Польши), не выполняют, наряду с Канадой, положения договора о выделении на оборону 2% ВВП.

Аналогично Трамп давит на Южную Корею и Японию. Эти страны, хоть и не являются членами НАТО, уже привыкли, что на их земле базируется крупный воинский контингент США. Угроза Трампа отозвать поддержку рассчитана на то, чтобы заставить противную сторону пойти на уступки и обеспечить протекционистскую политику в отношении американских товаров и услуг, обеспечив таким образом сокращение огромного внешнеторгового дефицита и сдерживание Китая.

Самое большое возмущение сегодня вызывает личность Стива Бэннона, которого Трамп назначил своим главным советником. Его обвиняют в антисемитизме и многом другом, но негативный эффект этого шага может быть компенсировано появлением в команде Трампа еще одного близкого советника – Джареда Кушнера, его зятя-еврея.

Беннон не фанат Организации Объединенных Наций или Европейского Союза, и приветствовал Brexit. Он – сторонник позиции «Америка превыше всего», который всегда будет рассматривать варианты внешней политики и переговорной позиции США через призму протекционизма.

Но что и как будет, покажет время, последнее слово за ним, не за советниками.

Джаред Кушнер (слева) и Стивен Бэннон следят за выступлением кандидата в президенты от республиканцев Дональда Трампа на предвыборном митинге в городе Кантон, штат Огайо, 14 сентября 2016 года. Фото Reuters.

Оригинал на Atlantic Сouncil

Перевод: Андрей САБАДЫР

vlad