Экс-министр финансов Алексей Кудрин знает, как вывести страну из кризиса — для этого Владимир Путин должен предоставить ему свободу в проведении реформ. Об этом пишет корреспондент Handelsblatt Флориан Виллерсхаузен.
Алексей Кудрин — известный российский экономист. Хотя он еще и джазовый музыкант. Два года назад на экономическом форуме в Петербурге “отец семейства” сел за ударные, чем удивил собравшихся экономистов, пишет Флориан Виллерсхаузен.
Джазовый музыкант должен обладать талантом импровизации. Возможно, Кудрин вновь сможет применить эту способность в политике. Появляется все больше признаков того, что глава Кремля Владимир Путин может назначить всемирно почитаемого бывшего российского министра финансов на пост премьера страны, после того как четыре года назад он стал свидетелем его ухода, когда премьер Дмитрий Медведев захотел избавиться от того из-за критики больших расходов на оборону. Если Путину удастся реализовать эту реабилитацию, выступление Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции по безопасности на этих выходных станет его последним международным выступлением.
Подобный шаг может стать своего рода “ударом освобождения” для Путина. Его политика ведет страну все дальше в кризис. Слабый рубль обесценивает реальные доходы населения. Зависимая от цен на нефть российская экономика падает, и в будущем из-за недостатка конкурентноспособности вряд ли будет расти. Если только Путин не позволит своему другу Алексею наконец-то реализовать то, о чем тот говорит на протяжении нескольких лет — переход к функционирующей рыночной экономике.
Экономист Евсей Гурвич связывает с таким развитием большие надежды. “Возвращение Кудрина стало бы поворотом в экономической политике России”, — говорит экономист. Кудрин регулярно высказывает в различных интервью свои мысли о том, какие меры он мог бы предпринять. Например, сделать российский бюджет менее зависимым от нефтяных и газовых доходов, которые составляют половину бюджета. Также он бы снизил расходы на оборону, которые составляет более десяти процентов ВВП, и направил эти средства в сферу образования или на поддержку среднего класса. Но прежде всего, он бы отказался от конфронтационного курса с Западом, который ввел санкции против его страны и ухудшил инвестиционный климат.
Кудрин однажды уже оказался прав. Будучи министром финансов, он реализовал преждевременное списание российского внешнего долга, а также пополнение резервов за счет сырьевых доходов. Это позволило создать финансовую подушку в размере 450 миллиардов долларов, которые Кудрин сам гордо называл “подушкой безопасности”. Путин вначале был против Резервного фонда.
Внезапно появившееся богатство после долгих лет спада он предпочел бы направить на строительство дорог, развитие железнодорожного сообщения, в стеклянные дворцы. Но Кудрин настоял на своем, и, по мнению Гурвича, без этих резервов Россия уже в 2008 году стала бы банкротом.
Кудрин иногда присутствует на заседаниях правительства. Близкий к Кремлю источник рассказывает: “Путин разговаривает с Кудриным не только исключительно об экономике. Он интересуется его мнением относительно российской политики в Европе и политике безопасности”. Подобные близкие отношения заметили и немецкие дипломаты. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в конце января пригласил Кудрина в министерство. Встреча не состоялась только по причине простуды российского политика.
Путин, как говорят многие в Москве, не отгораживается. Он хороший слушатель и открыт к советам со всех сторон. Следует ли они им, это другой вопрос, говорит Евгений Ясин из Высшей школы экономики. Он не верит в скорые реформы, как и не верит в то, что они произойдут при Кудрине. “Власть Путина основывается на окружении из бюрократов, которые не заинтересованы в изменении отношений”. Когда кто-то пытается создать больше свобод, прозрачности и открытости, их влияние оказывается в опасности. Поэтому экономический кризис будет дальше усугубляться, пока Путин не решится на смену курса.
Либеральные реформы
Кудрин связал свое возможное возвращение с условием, что он сможет реализовать свои либеральные реформы. Речь, возможно, идет о снижении военных расходов, социальной реформе и, прежде всего, открытости к Европе. Многое будет зависеть и от того, отменит ли Запад постепенно введенные из-за украинского кризиса санкции, если Кудрин станет премьером.
В любом случае, Путину для этого предстоит нарушить свое обещание. Когда Путин вновь стал президентом, говорят, он пообещал Дмитрию Медведеву, что тот останется на посту премьера на протяжении всего первого президентского срока, который оканчивается в 2018 году. Но если влиятельный Путин сам находится в тяжелом положении, чего тогда стоит такое обещание? Россия тратит на оборону 10 процентов ВВП.