Визит премьер-министра Японии в Россию — демонстративный акт неподчинения
Официальный Токио разгневан двойными стандартами США. Почему это вдруг все союзники американцев должны придерживаться жесткой линии в отношении РФ, тогда как сами Штаты оставляют за собой полную свободу действий? Визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию — демонстративный акт неподчинения.
В Госдепе США весьма остро отреагировали на недавний визит японского премьера в Сочи. Фактически Абэ получил от американцев сильный нагоняй за отклонение от «линии партии».
Читайте: Россия решила поиграть на нервах Японии
Так, пресс-служба внешнеполитического ведомства США напомнила Японии о весьма жёсткой позиции G7 в отношении России и о том, что все союзники США должны придерживаться данной линии. Сохранение «единства» по этому направлению, напоминают в Вашингтоне, «жизненно важно».
Напомним, что Синдзо Абэ встретился с Владимиром Путиным, президентом РФ, в Сочи 6 мая. Лидеры двух государств обсудили вопрос Курильских островов, а также иные аспекты взаимоотношений между Россией и Японией. Другой важной темой, затронутой во время высокой встречи, было российско-японское сотрудничество в области энергетики: в частности проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Чем была вызвана та резкая острастка, которую Штаты позволили себя в адрес главы, в общем-то, независимого государства? Как она повлияет на дальнейшие отношения между Россией и Японией, между Японией и США?
С этими вопросами редакция НА «Харьков» обратилась к политическому обозревателю Владимиру Джаралле.
При том, что взгляду стороннего наблюдателя визит Синдзо Абэ в Сочи мог бы показаться чем-то проходным, на самом деле, с точки зрения политолога, это событие чрезвычайной важности для мировой политики. Это так прежде всего с точки зрения японских политических элит, представителем которых является и сам Абе (достаточно вспомнить, что в своё время и его отец также был премьер-министром страны). Таким образом, можно сказать, что «наследственная аристократия», которая определяет политику Японии, обратила свой взор в сторону России.
«В Японии в последние годы происходит очень серьёзный процесс переосмысления места своей страны. Закончился период послевоенного шока, восстановления, отхода от прежних стандартов, начался активный поиск своей роли в новом мире. Здесь неминуемо встаёт вопрос о том, каким этот новый путь будет. Визит Абэ в Россию – это попытка ответить на него», — заявляет Владимир Джаралла.
Следует помнить, продолжает эксперт, что проблема так называемых «спорных территорий» остаётся чрезвычайно важной для японских политиков по сей день. Учитывая чрезвычайную роль национальной гордости в дальневосточной политике, сейчас для Японии это преимущественно статусный вопрос. Возвращение Курильских островов могло бы продемонстрировать Китаю и Кореи, стремящейся во всём превзойти Страну восходящего солнца, что Япония возвращается в число мировых держав.
«Для японцев важны не сами эти острова: все же, они не имеют никакой стратегической ценности. Для Японии важно, что она, ничем не поступившись и всё преодолев, снова возвращается к великим державам», — поясняет Джаралла.
То, что вопрос «спорных территорий» был не единственным, вынесенным на обсуждения во время встречи Абе и Владимира Путина, также весьма показательно. Так, визит Абэ чрезвычайно важен с точки зрения «сигналов», которые прозвучали с японской стороны. С российской точки зрения они, быть может, и незначительны, но с точки зрения японского политического истеблишмента — они означают фундаментальные сдвиги во внешнеполитическом курсе.
«Предложения Абэ, по сути, было предложением развития отношений с Россией, помимо развития диалога о мирном договоре между странами. Япония чрезвычайно внимательно относится к тому, как развиваются отношения между её соседями. То, что Китай занимает одно из первых мест в экономических отношениях с РФ, также не ускользнуло от её внимания. Точно также японцам известно, сколь успешны корейские экономические отношения с Россией. Всё это японские элиты видят как недостаток и хотели бы его восполнить», — резюмирует Владимир Джаралла.
Острая реакция Госдепа США на визит Абе в Сочи также, по мнению политолога, вполне объяснима. Всё же во многом это был демонстративный жест неподчинения со стороны Токио.
«Японцы стремятся продемонстрировать американцам, что они могут быть вполне самостоятельными в своей внешней политике. Тот момент, где США требует от своих союзников «железной дисциплины», сохраняя при этом свободу действия для себя, кажется Токио весьма оскорбительным. Самое главное, что японцы понимают, что навязываемая Штатами политика в отношении России, скорее, не отвечает их собственным интересам», — подводит итог Джаралла.