Джихадисты бросили вызов всему современному миру. Они хотят заставить нас отказаться от наших представлений о жизни. Нас ожидает долгая борьба, считает Александр Кудашефф.
После террористических атак в Париже всех нас охватило одно и то же чувство: мир сошел с рельсов, заведенный порядок в одночасье разбился вдребезги.
Папа Римский заговорил даже о третьей мировой войне. Только теперь под этим подразумевается не глобальная война, а война против мира, каким мы его знаем.
И объявил эту войну не самопровозглашенный халифат “Исламское государство”, а исламистский джихадизм в целом.
Эту войну ведут фундаменталистские группировки, движения и секты по всему миру – в Нигерии, Мали, Сомали, Индии, Бангладеш, Афганистане, Индонезии и, конечно, на Ближнем Востоке, в разрушенных государствах Ираке, Сирии, Ливии или Йемене. Джихадизм выходит за границы регионов, проникая как в Европу, так и в Россию. Он бросает вызов всему миру.
Ставка террористов – на краткосрочный успех
Бессмысленно спорить о том, является ли ислам религией мира или войны. Пусть над этим ломают голову востоковеды и исламоведы. Джихадизм относится к исламу и основывается на нем. На исконном исламе, который, вероятно, на примере собственной жизни проповедовал пророк Мухаммед полторы тысячи лет назад в Медине и Мекке. Он подразумевает радикально религиозную жизнь, жизнь в соответствии с Кораном. Такая точка зрения предполагает жесткие – можно сказать тоталитарные – требования к собственному поведению. Джихадисты хотят, чтобы все мы жили так, как им кажется правильным. Это вызов на поединок, объявление войны миру, современности.
Но уже хотя бы по тактическим причинам это асимметричная война. Небольшая группа людей бросает вызов большинству, отдельный человек – целому государству. Это борьба исламистских партизан против армий. Принцип прост: государство должно делать все ради того, чтобы предотвратить успех террористов. Оно должно делать все, чтобы обеспечивать безопасность своих граждан ежечасно, ежедневно, ежемесячно, ежегодно и везде. Террористам же достаточно и одного успеха, им нужно провести лишь одну успешную операцию, чтобы до основания потрясти государства, как это случилось 13 ноября в Париже.
Руки джихадистов развязаны тоталитарной идеологией
Эта война асимметрична еще и потому, что стороны находятся в разных условиях. С одной стороны – джихадисты, бросающиеся своей жизнью, с другой – полиция и военные, действующие в соответствии с рациональными, целенаправленными установками. Здесь – переходящая всякие границы готовность к максимально возможной жестокости, там – солдаты и полицейские, действующие в соответствии с принципами правового государства. Они связаны правом по рукам и ногам, а руки джихадистов развязаны тоталитарной идеологией. Жестокая готовность к убийству противостоит демократическим правилам и нашим представлениям о жизни. Это более чем неравный бой. Даже если учесть, что Западу необходимо, как минимум, пересмотреть основы своей политики безопасности.
“Открытое общество и его враги” – так назвал свою, пожалуй, самую известную книгу австрийский философ Карл Поппер. Открытое, либеральное общество – провокация для тоталитарных идеологий. Оно отказывается от всеоправдывающей идеологии и защищается с помощью механизмов правового государства. Джихадизм испытывает на прочность границы толерантности либеральных демократий Запада и выходит за их пределы.
Террористы хотят, чтобы мы отказались от своих представлений о жизни. Они хотят победить современность асимметричными методами. А это значит, что нас ожидает долгая борьба. Потому что после каждого удара у движения джихадистов вырастают новые головы. Резервуар готовых к самоубийству террористов еще далек от истощения. Нам нужно быть к этому готовыми.