Соединенные Штаты ясно дают понять, что Россия – это региональная держава и ведут с ней переговоры соответствующим образом.
Приезд госсекретаря США Джона Керри в Москву и 4-часовые переговоры с Владимиром Путиным сами по себе свидетельствуют о том, что отношения двух стран сдвинулись с мертвой точки. Тем не менее, масштаб взаимодействия резко сузился. Ведь три года назад, до начала украинской эпопеи, Россия была членом Большой восьмерки, и ей не нужно было изобретать истории вроде сирийской ради того, чтобы с ней проводили переговоры.
Таким образом, отношения между РФ и США действительно «разморозились», однако в более узком, недружественном и формальном русле. В средствах массовой пропаганды можно сколько угодно говорить о том, что приезд Керри является большой победой Путина, однако это не отменяет того факта, что три года назад страна была равноправным членом клуба ведущих стран мира. Сегодня она таким членом не является.
За возврат к переговорам по формальному набору тем (Украина и Сирия) заплачено несоразмерно дорого. Стоит вспомнить только о погибших 224-х пассажирах российского самолета, взорванного ИГИЛ в ответ на вмешательство России в Сирию. Не будем также забывать, что в этой стране погибли семь российских военнослужащих. Цена заплачена непомерная.
В России об этом не говорят, наоборот, акцент делается на том, что с нами начали договариваться, хотя три года назад договаривались по определению.
Почему договариваются? Потому что сложно сделать вид, что России в мире не существует. Все-таки это самая большая страна в мире с серьезным военным потенциалом и значительными (хотя и уменьшающимися) экономическими ресурсами. С РФ так или иначе нужно договариваться – как и с Китаем, Индией, Бразилией и прочими региональными державами. С этим и связано заявление Керри о том, что Россия является «важным партнером» Америки.
В российских СМИ все преподносится так, будто РФ и США снова стали двумя мировыми гегемонами. Но это не так. Соединенные Штаты ясно дают понять, что Россия – это региональная держава и ведут с ней переговоры соответствующим образом. Не договариваться с Россией сложно (потому что РФ является серьезным участником и сирийской, и украинской эпопеи), хоть это и происходит в более узком спектре и худшей тональности.
Иными словами, успех в отношениях с США можно рассмотреть только в локальной перспективе, но если смотреть на вопрос в промежутке последних 5-6 лет, то на лицо ухудшение.