Новости мира

Atlantic Council: Опыт Украины должен стать примером для антикоррупционных усилий Армении

Как и украинцы, армяне десятилетиями страдали от последствий широкой и безнаказанной коррупции. По мнению экспертов, пример бывшего президента Украины Петра Порошенко должна указать Пашиняну на опасности, которые скрываются за возможным провалом в очистке от взяточничества судебной системы.

Политическая драма в Армении усилилась в середине мая. Тогда суд решил отпустить бывшего президента Роберта Кочаряна в разгар судебного разбирательства из-за обвинений в подавлении протестов в 2008 году. Тогда премьер-министр Никол Пашинян призвал своих сторонников блокировать суды по всей стране, чтобы начать «вторую фазу Бархатной революции»

5 июня глава армянского правительства объявил о своем намерении создать антикоррупционный суд, чтобы очистить от взяточничества систему юстиции своей страны. Все события подчеркивают попытки Пашиняна легитимизировать себя и постреволюционное видение Армении его коалиции, — пишет в своей статье эксперт Atlantic Council Колби Галихер. Для этого Пашиняну и его правительству придется провести ключевые реформы, которые он обещал во время протестов в апреле 2018 года. Именно эти протесты привели его к власти. И борьба с коррупцией среди них имеет первоочередное значение. Пример бывшего президента Украины Петра Порошенко должна указать Пашиняну на опасности, которые скрываются за возможным провалом в очистке от взяточничества судебной системы.

Автор напоминает, что Порошенко потерпел крупное поражение на выборах, уступив свою должность политическому новичку Владимиру Зеленскому. Чтобы гарантировать себе политическое выживание, армянский премьер должен доказать, что он неутомимый и последовательный двигатель реформ в Ереване и за его пределами. Как и украинцы, армяне десятилетиями страдали от последствий широкой и безнаказанной коррупции. По словам бывшего посла США в Армении Джона Хефферна, эта проблема была «препятствием для развития Армении и источником недовольства армянского народа». В 20018 году, за индексом восприятия коррупции Transparency International, страна набрала лишь 35 баллов из 100. По этой шкале 0 – это очень коррумпированная страна, а 100 – полностью чистая от взяточничества.

Пашинян прошлого года получил политическую выгоду от бездействия своего предшественника, а также десятилетий экономической стагнации и коррупции, которые дали толчок политическим протестам в Ереване. Он смог добиться поддержки армян, пообещав им сломать статус-кво. Его новая Армения должна была стать свободной от олигархического контроля над политическими и экономическими возможностями. Политика должна проводиться так, как никогда раньше. Выборы должны стать прозрачными и демократичными. А граждане должны принимать активное участие в политическом дискурсе.

Спустя чуть больше чем через год после «Бархатной революции» большинство обозревателей считают, что Пашинян и его правительство сдержали свои обещания. Они искренне желают начать работу над обузданием коррупции. Правительство криминализировало незаконное обогащение, а летом 2018 года начало беспрецедентную антикоррупционную кампанию против бизнесменов, связанных с предыдущим режимом. В ноябре Пашинян объявил, что в Армении «нет олигархов».

Однако, с выводами не стоит спешить. Во время избирательной кампании в 2014 году Порошенко тоже твердо высказывался о борьбе с коррупцией. Он обещал, что очистит Киев и критические секторы от олигархического влияния. В Украине отреагировали положительно на эти и другие его обещания, отдав ему 56 голосов на выборах в 2014 году. Но реальный демонтаж политически-экономической системы, построенной на коррупции, которому мало лишь частичного выполнения предвыборных обещаний и принятия антикоррупционных законов, требует еще и политической воли. По словам бывшего посла США в Украине Джона Хербста, Порошенко смог сократить коррупцию в газовой сфере, банковской системе и секторе государственных закупок. Однако, в тех сферах, в которых у него как президента было наибольшее влияние, в частности в судебной системе и прокуратуре, он не достиг значительного прогресса.

Последствия бездействия Порошенко были драматическими. Его рейтинг поддержки обвалился с около 50% по состоянию на 2014 год до 17% в конце 2015-го. Лишь 5% украинцев говорили, что президент делает достаточно для борьбы с коррупцией. Во время нынешней избирательной кампании слабые успехи в борьбе со взяточничеством дорого ему стоили. Несмотря на достижения в других сферах, в частности в остановке наступления России на Востоке Украины и создании независимой православной церкви, его электоральное поражение подтвердило, что откладывание борьбы с коррупцией в Украине было роковой ошибкой. Конечно, Пашинян – не Порошенко. Первый — бывший журналист, ставший революционером, попал в тюрьму из-за раздражения прежнего режима его работой. Порошенко же построил большую политическую карьеру, будучи миллиардером, который поддерживал связи с пресловутыми украинскими олигархами. Но они оба пришли к власти, опираясь на обещания одолеть коррумпированные системы, которые они унаследовали. Борьба с коррупцией Порошенко, победы и трудности бывшего президента Украины должны стать примером для Пашиняна и его правительства.

Гелена Деревянко