Немецкая власть стала мишенью пропагандистской атаки и публичного троллинга.
Атака из Москвы была совершена в виде вечернего выпуска новостей. Немецким властям понадобилось несколько дней, чтобы понять произошедшее, но ущерб уже был нанесен. Русскоговорящая община Германии – мигранты из стран бывшего Советского Союза – была возмущена репортажем о 13-летней русской девочке Лизе, изнасилованной в Берлине группой беженцев из Ближнего Востока, а также тем, что полиция якобы покрывает преступление.
До недавнего времени гнев государственной пропагандистской машины России обходил Германию стороной. Немцев с их стремлением быть добросовестными гражданами мира и надежными деловыми партнерами считали в Кремле своими союзниками, к которым нужно относиться со снисходительностью. Но ситуация резко изменилась в 2014 году, когда Ангела Меркель возглавила процесс введения санкций против России, призванных наказать Москву за войну против Украины. Теперь, когда немецкий канцлер стала уязвимой из-за своей политики открытых дверей в отношении беженцев, атаковать ее значительно легче. «Я никогда не видел такого ликования среди русских, как во время кризиса беженцев в Германии», – сказал один дипломат в Берлине.
16 января российский государственный Первый канал показал в вечерних новостях шокирующий репортаж из Берлина. «Появились свидетельства того, что в Германии мигранты начали насиловать несовершеннолетних детей», – сказала во вступлении ведущая Екатерина Андреева. Оказалось, что свидетельствами, собственно, являются показания «тети Марины» девочки Лизы, заявившей, что по дороге в школу ее похитили и изнасиловали мигранты, удерживая больше суток. Еще одним доказательством того, что Германия погружается в ад, стало видео, на котором предположительно недавно прибывший в страну мигрант хвастается тем, что изнасиловал «девственницу» с пятью другими мужчинами (впоследствии немецкая газета Bild сообщила, что данное видео появилось на YouTube более шести лет назад).
Родственники Лизы сообщили Первому каналу, что полиция отказывается искать виновных. Получить комментарий полисменов на выходных не удалось. Перепуганные соседи (в основном представители российской диаспоры в Германии), продолжил Первый канал, собрались на «спонтанный» протест в районе Марцан, что на востоке Берлина. Одна из женщин со слезами на глазах рассказала, насколько она напугана тем, что ее 14-летний ребенок по дороге в школу вынужден проходить мимо приюта для беженцев.
История девочки Лизы, появившаяся через две недели после сообщений о нападениях мигрантов на женщин в новогоднюю ночь в Кельне, имела ошеломляющий эффект и разошлась по социальным сетям как лесной пожар. Берлинская полиция, наконец, официально прокомментировала ситуацию. Девочка действительно считалась пропавшей, сообщила полиция, однако ее не похищали и не насиловали.
Но для тех, кто считает, что немецкие власти потеряли контроль над страной, заявление полиции звучало как покрывание преступников. На следующие выходные русскоязычные жители Германии провели митинги по всей стране. В Берлине у Федеральной канцелярии при поддержке антиисламского движения PEGIDA собралось около 700 протестующих. Участники митинга держали в руках шары, на которых виднелись смайлы с заклеенными ртами, а также плакаты с надписью: «Наши дети в опасности».
То, что должно было стать делом семейных консультантов и детективов, вызвало дипломатический скандал. Поскольку Лиза является обладателем как немецкого, так и российского гражданства, Кремль пошел в наступление. В конце января, согласно сообщению Der Spiegel, посольство России в Берлине направило «агрессивную» ноту протеста МИД Германии с требованием провести полное расследование. После этого министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вспомнил о «нашей девочке Лизе» во время ежегодной пресс-конференции в Москве. «Я действительно надеюсь, что проблемы миграции не приведут к попытке обелить реальность с помощью политкорректности по внутриполитическим причинам, – сказал Лавров. – Это было бы неправильно».
Немецкие власти больше не могли игнорировать тот факт, что стали мишенью настоящей пропагандисткой атаки и публичного троллинга со стороны российского министра иностранных дел. Спикер Меркель Штеффен Зайберт осудил «политизацию» дела. Даже Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии, который никогда не устает от «диалога» с Кремлем, потерял терпение, сказав, что использованию 13-летней девочки в целях «политической пропаганды» нет никаких оправданий.
Тем временем, берлинская полиция выяснила, что же на самом деле произошло с Лизой за время ее 30-часового исчезновения. Свидетельства Лизы о предполагаемом похищении были противоречивы, а медицинский осмотр показал, что она ни изнасилована, ни избита. В конечном итоге следы привели полицию к квартире 19-летнего знакомого немца Лизы, у которого она временно спряталась от родителей из-за проблем в школе. Дело оказалось запутанным, поскольку следователи обнаружили, что задолго до исчезновения у девочки был сексуальный контакт с двумя мужчинами. Оба – турецкого происхождения, но ни один из них не был беженцем. Государственные прокуроры начали расследование о растлении малолетней.
Но правда уже не имеет значения. С точки зрения Кремля, миссия выполнена. Упомянув дело Лизы публично, Лавров использовал распространенный прием России в ее самопровозглашенной «информационной войне» против врагов: чиновник упоминает какую-либо информацию в государственных средствах массовой информации, что приводит к ее легитимации и дальнейшему распространению. Таким образом, неправдивые новости существенным образом отмываются и входят в общественное сознание как факт.
Два года назад людям на Западе было трудно представить, как российские государственные СМИ при помощи полуправды и откровенной лжи превращают проевропейские протесты в Киеве на фашистский заговор. Когда президент Украины Виктор Янукович бежал в Россию, а к власти пришло временное правительство, кремлевские новостные каналы распространяли сообщения о вооруженных бандах украинских националистов, которые терроризируют русскоязычное население на юго-востоке Украины. После нескольких месяцев внушений об угрозе украинского реваншизма большая часть русскоязычного населения страны действительно была напугана и поддержала вмешательство России, совершенное от их имени. Зрителей дома и за рубежом досыта накормили информацией в преддверии наступающего конфликта. Хотя новости были неправдивы, но страх – настоящий.
Судя по репортажам российской государственной прессы, истерия среди русскоговорящих жителей Германии относительно беженцев была идентична панике русскоязычных жителей Украины по поводу фашистских банд. Основная идея будоражащих сообщений из Берлина сводится к тому, что с Меркель покончено, Германия пребывает в состоянии упадка, западные либеральные демократии уничтожают себя безрассудным мультикультурализмом и неуместной толерантностью.
Ирония судьбы заключается в том, что главными предвестниками апокалиптических сценариев в свете европейского кризиса беженцев стали бывшие мигранты. После воссоединения в 1990 году Германия открыла границы мигрантам из бывшего Советского Союза: по данным Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев, в страну въехали более 2 млн этнических немцев и около 215 тыс. евреев, Тем не менее, интеграция в немецкое общество не во всех случаях прошла успешно. Большая часть представителей старшего поколения мигрантов по-прежнему пользуются российскими СМИ благодаря спутниковым каналам и Интернету.
С точки зрения телезрителей России, положение русскоязычных в Германии, ставших жертвами беженцев и игнорируемых полицией, вписывается в более широкий нарратив о их «соотечественниках» в соседних странах, подвергаемых дискриминации и насилию. Полмиллиона «русских немцев» готовы вернуться в Россию из-за потока беженцев, сообщило на прошлой неделе государственное информационное агентство РИА Новости, ссылаясь на лидера неизвестной партии российских иммигрантов в Германии.
Подливание масла в огонь среди русскоязычных в Германии является не самоцелью, а средством эксплуатации расколов внутри немецкого общества, возникших на почве кризиса беженцев. Президент РФ Владимир Путин, служивший агентом КГБ в советской оккупационной Восточной Германии и свободно владеющий немецким языком, считает, что Берлин и Москва могут создать стратегическую ось, основанную на российских природных ресурсах и немецких технологиях. Меркель, с ее настойчивыми требованиями к России прилагать больше усилий для установления мира в Украине, не позволит этому случиться.
В марте 2014 года Путин обратился за поддержкой непосредственно к немцам, проводя параллели между присоединением Крыма и воссоединением Германии. Победа над немецким общественным мнением стала приоритетом, в том же году государственная телевизионная сеть RT (бывший канал Russia Today) открыл немецкий RT Deutsch. Кремль эксплуатирует нарастающее недоверие немцев к СМИ, выражающееся в протестах крайне правого движения PEGIDA. Опрос, проведенный в октябре, обнаружил, что 44% немцев согласны с PEGIDA в том, что средства массовой информации искажают новости в угоду элитам.
Пропаганда – не единственный элемент так называемой «гибридной войны» России против Украины. Задолго до того, как Кремль направил своих «маленьких зеленых человечков» (российские войска без опознавательных знаков) в Крым, он использовал такие инструменты как газовая труба, подкуп политиков и поддержка маргинальных партий с радикальными программами. Аналогичные средства российское руководство использовало в Германии и других европейских странах.
Радикалы левых и правых взглядов с энтузиазмом относятся к поддержке со стороны Москвы.
Члена городского совета Лейпцига Алексея Данквардта выгнали из собрания Левой партии в прошлом месяце после того, как он написал в Facebook о том, что хотел бы, чтобы Меркель свергли на «немецком Майдане» и заставили «убегать полуголой от разъяренной толпы». Данквардт, представляющий теперь интересы девочки Лизы и ее семьи в качестве адвоката, стал частым комментатором на российском государственном телевидении.
В ноябре 2014 года на встрече с Александром Гауландом, одним из основателей ультраправой Альтернативы для Германии, российские дипломаты предложили новообразовавшейся партии евроскептиков «стратегическое консультирование». В марте прошлого года Удо Фойгт, лидер Национал-демократической партии Германии, посетил съезд европейских правоэкстремистских партий в Санкт-Петербурге.
Когда Кремль обвиняют в ведении гибридной войны против Европы, его стандартный ответ заключается в том, что таким образом они лишь защищаются от схожих приемов западных стран. В ходе выступления перед российской Академией военных наук в январе 2013 года начальник Генштаба вооруженных сил РФ Валерий Герасимов жаловался, что знания россиян в ведении асимметричных войн «поверхностны». НАТО и Соединенные Штаты в особенности, отметил Герасимов, продемонстрировали мастерство в ходе невоенных кампаний Арабской весны и прозападной Оранжевой революции 2004 года в Украине.
Подобная скромность лицемерна. Дезинформация и подрывная деятельность на войне так же стары, как катапульта и кавалерия. Преимуществом Кремля в информационную эпоху является то, что все основные средства массовой информации России находятся под его контролем. Это позволяет Кремлю «вбивать» аудитории один и тот же унифицированный месседж. Кремль утверждает, что находится в состоянии «информационной войны» с Западом. Это означает, что среди бесчисленных европейских и американских СМИ – как общественных, так и частных – существует заговор с целью распространения лжи о России.
На самом деле западные дипломаты понятия не имеют, как противостоять влиянию кремлевской пропаганды на русскоязычное население стран ЕС. В марте Евросоюз запустил инициативу под названием East Strat Com Task Force, призванную «ответить на непрерывные дезинформационные кампании России». Но, несмотря на серьезное название, у этой бюрократической единицы нет бюджета, в ее штате числится лишь 10 сотрудников, а на Twitter едва набралось 4 тыс. подписчиков.
Год назад внутренняя разведка Германии предупреждала, что Россия расширяет свою шпионскую деятельность в Европе с целью дестабилизации соседей и влияния на политиков. Следы совершенной прошлой весной кибератаки на главный сервер немецкого парламента ведут к российской военной разведке, сообщил Der Spiegel со ссылкой на высокопоставленного чиновника в сфере безопасности. По сообщениям, подобные атаки были совершены против других членов НАТО и немецких оружейных компаний.
В распоряжении Кремля целый легион полезных идиотов. Хорст Зеехофер, глава баварской сестринской партии Меркель, Христианско-социального союза, месяцами поучал немецкого канцлера, требуя от нее ужесточения политики в отношении беженцев. 3 февраля Зеехофер встретился с Путиным недалеко от Москвы, высказав свою надежду на то, что санкции против России скоро будут сняты.
После Зеехофер сказал журналистам, что заявление Путина о невмешательстве в политику Германии по отношению к беженцам было “благородным”. Тем временем, канал «Россия» трубил о «переполохе», который вызвал визит Зеехофера в Берлине.