Не станет ли победа Дональда Трампа, многократно усилившая эффект "Брексита", тем цунами, которое снесет политические элиты Европы?
Выступления националистов против массовой иммиграции набирают ход. С 2008 года популистам все лучше удается управлять народным гневом по поводу продолжающегося финансового кризиса, глобализации и самоустранения правящих элит от трудностей, которые переживает население.
Уже скоро истеблишменту Евросоюза предстоит пройти нелегкое испытание грядущими выборами.
Не станет ли победа Дональда Трампа, многократно усилившая эффект “Брексита”, тем цунами, которое снесет политические элиты Европы?
Решающее голосование в Италии
4 декабря в Италии грядет референдум по вопросу реформы конституции. Этот референдум все больше напоминает вотум доверия (или недоверия) левоцентристскому правительству Маттео Ренци. Сам премьер уже пригрозил уйти в отставку, если он этот референдум проиграет.
Реформа подразумевает ограничение полномочий сената (верхней палаты итальянского парламента) и власти региональных правительств.
Ренци утверждает, что эти изменения позволят сэкономить средства и повысить стабильность итальянского правительства.
Противники перемен утверждают, что это даст слишком много полномочий исполнительной власти.
Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что Ренци может и проиграть, пусть даже с малым отрывом. И это сильно упрочит позиции итальянского “Движения пяти звезд” (M5S), которое противопоставляет себя истеблишменту.
В июне M5S неплохо показало себя на региональных выборах, и сегодня его представители стали мэрами Рима и Турина. Члены этого движения – евроскептики, которые добиваются референдума с целью выхода из еврозоны.
Основатель движения, бывший комик Беппе Грилло, написал в твите, что триумф Трампа на выборах стал “апокалипсисом для СМИ, телевидения, ведущих газет, интеллектуалов и журналистов”.
Резкий разворот вправо в Австрии?
В тот же день, когда в Италии пройдет референдум по конституционной реформе, Западная Европа, впервые со времени Второй мировой, может стать свидетелем прихода к власти крайне-правого кандидата. В Австрии главой государства может стать кандидат в президенты Норберт Хофер.
В ходе майских выборов бывший представитель Партии зеленых Александр ван дер Беллен обошел Хофера с отрывом менее чем в 1%, однако результаты этих выборов были аннулированы верховным судом из-за проблем с подсчетом бюллетеней, отправленных по почте. Так что австрийцам предстоит новое голосование.
Конечно, должность президента в Австрии по больше части церемониальная, однако победа Хофера может иметь огромный символический смысл для крайне-правой Партии свободы, выступающей против иммиграции.
Наступление популистов в Нидерландах
Политик-антиисламист Герт Вилдерс выразил радость в связи с победой Трампа и даже переделал один из его лозунгов на свой лад, написав в твите “Мы вновь сделаем Нидерланды великими”.
Парламентские выборы в Нидерландах состоятся 15 марта и станут первым испытанием для ЕС, вступающего в год важных выборов.
“Я верну Нидерланды голландцам”, – заявил Вилдерс, и его слова были созвучны лозунгу “вернем контроль”, под которым сторонники “Брексита” отправились на референдум 23 июня. Все мы знаем, что произошло потом.
По данным опроса, проведенного организацией De Hond 6 ноября, популистской Партии свободы Вилдерса скорее всего достанется 27 мест в парламенте, и она идет ноздря в ноздрю с праволиберальной Народной партией за свободу и демократию (VVD) премьер-министра Марка Рютте.
Впрочем, даже если Партии свободы не удастся сформировать правящую коалицию, ее политическое влияние скорее всего сохранится. Что касается Вилдерса, то он все еще находится под судом по обвинению в разжигании расовой ненависти.
Новая французская революция?
Лидер “Национального фронта” Марин де Пен расшатывает основы французской политики и очень даже может пройти во второй тур президентских выборов в мае 2017 года.
В декабре “Национальный фронт”, выступающий против иммиграции и членства в ЕС, набрал 27% голосов на региональных выборах, однако партии не удалось полностью взять под свой контроль ни один из регионов, поскольку две ведущие партии объединились против него.
Ожидается что правоцентристские республиканцы и левоцентристские социалисты повторят этот маневр против Марин ле Пен и на президентских выборах, если она выйдет во второй тур.
Кстати, она тоже отдала должное Трампу, написав в твите, что “рождается новый мир, и глобальный баланс сил смещается благодаря избранию Трампа”.
Марин ле Пен также высмеяла правящую французскую элиту и ведущие газеты за то, что они сделали ставку на Хиллари Клинтон.
Она заявила, что британцы, проголосовав за “Брексит”, “дали первый залп” в битве с европейскими элитами.
Тем временем рейтинг президента-социалиста Франсуа Олланда упал до самого низкого уровня среди всех президентов страны послевоенного времени.
Парламентские выборы во Франции состоятся в июне следующего года.
У “Национального фронта” пока что есть только два места в Национальном собрании.
Возрождение националистов в Германии
Националистическая партия “Альтернатива для Германии” (AfD) накануне парламентских выборов сентября 2017 года угрожает привлечь на свою сторону больше избирателей как с левого, так и с правого фланга политического спектра.
AfD на региональных выборах усилила свои позиции по отношению к правящему Христианско-демократическому союза (ХДС) Ангелы Меркель. К сторонникам AfD присоединились недовольные “политикой открытых дверей” в отношении массовой миграции, провозглашенной Ангелой Меркель в 2015 году.
В сентябре AfD заняла второе место на выборах в земле Мекленбург-Западная Померания, набрав 21% голосов и отстав от левоцентристской Социал-демократической партии, но обойдя при этом с отрывом в 2% ХДС.
Ожидается, что на парламентских выборах AfD наберет по меньшей мере 10%. Ее депутаты уже заседают в ландтагах (парламентах) девяти из 16 земель Германии, их нет лишь в федеральном парламенте – Бундестаге.
Хотя у истоков партии стояли экономисты, выступавшие за выход из еврозоны, AfD с ее антиисламской риторикой постепенно смещалась вправо.
По словам немецких аналитиков, можно провести очевидные параллели между недовольством, которое привело к “Брекситу” и победе Трампа, и требованиями сторонников AfD. Это может обеспечить партии “неожиданный успех” на федеральных выборах 2017 года.
Ангела Меркель пока никак не обозначила, стремится ли она остаться канцлером Германии на четвертый срок.