Новости мира

Кто защитит нас от космических пиратов? – The Daily Beast

Космическая горнодобывающая промышленность - это крупный бизнес: запасы минералов на триллионы долларов залегают прямо под поверхностью Луны или астероидов, пишет обозреватель The Daily Beast Дэвид Экс. Правда, вначале нужно сконструировать специальных роботов, создать базы в космосе и убедить инвесторов, рабочих и покупателей в целесообразности капиталовложений.

А теперь замаячила еще одна потенциальная проблема – космические пираты: как не допустить, чтобы они украли твои минералы, и кто должен за ними гоняться?

На этой неделе проблема пиратства обсуждалась всерьез на Космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингз. Спустя несколько десятков лет она станет абсолютно реальной, говорится в статье.

Поскольку на Земле запасы некоторых минералов иссякают, а космос становится все доступнее, все больше компаний планируют добычу полезных ископаемых в космосе. Инвесторы надеются на высокие прибыли.

Но есть один подвох: отсутствие собственников у небесных тел. Договор о космосе от 1967 года, подписанный США, Россией, Китаем и почти всеми остальными странами, запрещает предъявлять претензии на космическую “недвижимость”. Это было сделано, чтобы предотвратить “новую форму колониального соперничества”.

“Конечно, в Договоре о космосе есть лазейки, а формулировки иногда расплывчаты. США и СССР приложили массу усилий, чтобы в проект договора не попали формулировки, которые четко запрещали бы добычу полезных ископаемых; в конце 2015 года Конгресс США принял (а Барак Обама подписал) закон, который открыто разрешает американцам копать и бурить породу в космосе”, – говорится в статье.

Большинство экспертов, продолжает Экс, истолковывая расплывчатые формулировки космического права, утверждают, что нельзя владеть, например, участком на Луне, но можно владеть всем, что ты выкопал на Луне или на астероидах.

Дэниэл Фейбер, глава Deep Space Industries (США), говорит, что руководящий принцип космической горнодобывающей промышленности – это “защищенный срок владения”, то есть эксклюзивная лицензия на освоение конкретного месторождения. Если вы (а точнее, ваши роботы) ведете добычу в конкретном месте, то никто больше не должен там копать.

А если конкуренты или криминальный космический синдикат разломают ваших роботов и заберут ваши минералы, кто помешает преступникам или накажет их постфактум? – размышляет автор.

У НАСА нет юридических полномочий на аресты и сил для преследования правонарушителей.

Зато ВВС США – основной “космический дорожный инспектор” для США и всего мира. Они отслеживают все космические аппараты и космический мусор на орбите, их спутники и мини-шатлы могут приближаться к другим космическим кораблям, манипулировать ими и даже разрушать их.

Правда, в 2014 году помощник замминистра обороны США Дуглас Ловерро заявил: “Космическая среда слишком обширна и сложна, чтобы какое-то одно государство могло взять на себя все издержки по наблюдению за ней”.

Возможно, ВВС США могли бы охранять правопорядок совместно с другими космическими державами. Есть даже образец: действия международных военных групп против пиратов у берегов Сомали, пишет автор статьи.

“Если частный американский спутник будет поврежден в результате действий какого-то другого государства или неправительственной организации, нарушающих договоры или соглашения, которые ассоциируются с использованием космоса в мирных целях, то, полагаю, результаты будут похожи на то, что мы сегодня видим в международной реакции на пиратство”, – сказал в интервью Defense One анонимный чиновник Пентагона.

“США в сотрудничестве с другими странами идентифицируют злоумышленника и коллективно обрушат на него всю мощь мирового общественного мнения и коллективных действий, дабы устранить угрозу”, – добавил чиновник.

Как бы то ни было, года через два космические шахтеры начнут первые пробные полеты. Фейбер сказал, что его компания и все другие представители космической горнодобывающей промышленности активно “изучают” вопросы собственности и соблюдения правопорядка “с игроками во всем мире”, передает издание.

innika