За три месяца до парламентских выборов "Единая Россия"- правящая партия РФ - представила свой новый слоган: "Важно Выбрать Правильно". Лозунг звучит как угрожающее напоминание избирателям о том, что они могут выбрать как-то "неправильно", а первые буквы входящих в него слов составляют акроним ВВП и наталкивают на осуществление единственно правильного выбора - в пользу Владимира Владимировича Путина. В нынешней предвыборной кампании партия приняла решение не использовать его образ напрямую, опасаясь снижения популярности.
На предыдущих парламентских выборах в 2011 году, когда большинство проголосовало против “Единой России”, Кремль пошел на фальсификацию результатов. Это вызвало массовые протесты во многих крупных городах. Более 100 тысяч человек вышли на улицы центра Москвы с плакатами “Россия без Путина”. Алексей Навальный, на то время популярный блоггер, стал одним из лидеров оппозиции. Власть Путина еще никогда не выглядела столь шаткой.
С той поры Кремль делает все, что в его силах, чтобы предотвратить повторение подобного. Любому человеку с независимой позицией был “послан сигнал о том, что это может плохо закончится”, – говорит Мария Липман, редактор журнал “Counterpoint”. Лидеры оппозиции систематически “поливаются грязью” в государственных средствах массовой информации. Российские националистические движения, которые когда-либо выступали против правительства, сегодня расформированы. Неправительственные организации, в том числе наблюдающие за процессом проведения выборов, названы “иностранными агентами” и вынуждены закрыться. На остатки независимых СМИ ведется активное наступление. Многие из активистов – участников протестов 2011 и 2012 годов были вынуждены покинуть страну. Некоторые из них сегодня отбывают наказания в тюрьмах. Борис Немцов, самый уважаемый и известный российский либерал, убит.
Действующая власть использует весь спектр своих возможностей. В прошлом году “Государственная дума” приняла закон, который позволяет полиции открывать огонь по толпе. Агрессивно настроенные люди активизировали нападения на лидеров оппозиции. Недавно Навальный был избит бандитами, одетыми в казачью форму.
Идеологически экспансионистский национализм Путина, воплощенный как акт действия в аннексии Крыма и войне в Украине, победил в умах избирателей потребности в развитии и модернизации, озвученные протестующими пять лет назад. Многие из тех, кто тогда поддерживал реформы перешли на сторону империализма. “Без сомнений, наша база поддержки значительно ослабла”, – говорит Навальный.
Выберите кандидата, любого кандидата
Кремль также понял, что откровенная фальсификация рискованна. Чтобы обеспечить грядущим выборам видимость прозрачности, Путин заменил на посту главы избирательной комиссии Владимира Чурова, получившего прозвище “волшебник” за свое умение прятать невыгодные результаты, человеком с более светлой репутацией – Эллой Памфиловой, занимавшей должность уполномоченного по правам человека. Но, скорее всего, фальсификация и не потребуется: единственная серьезная оппозиционная сила – “Партия прогресса” Алексея Навального не была допущена к регистрации.
Массовые акции протеста маловероятны. Опросы показывают, что россияне хоть и в значительной степени недовольны ослаблением экономики, но гораздо в меньшей мере готовы размахивать плакатами, чем пять лет назад. “Неудовлетворенность породила апатию”, – говорит Лев Гудков, руководитель независимой исследовательской организации “Левада-Центр”.
Несмотря на то, что выборы кажутся бессмысленными, реальная борьба за будущее России ведется – она разворачивается в коридорах Кремля. Технократы пытаются победить Путина, убеждая его в том, что предлагаемые ими экономические реформы помогут ему удержать власть. Михаил Дмитриев, бывший заместитель министра экономики, отмечает, что в Кремле осознают высокую необходимость дерегулирования и сокращения бюрократии.
Лагерь технократов немного приободрился, когда Путин назначил Алексея Кудрина, бывшего министра финансов, на пост главы Центра стратегических исследований – аналитического института, разрабатывающего реформы. Влияние Кудрина, говорит Дмитриев, будет более значительным, чем любого другого государственного чиновника, находившегося на этом посту. В число технократов также входит Герман Греф, бывший министр, который в настоящее время возглавляет “Сбербанк”, крупнейший в России государственный банк.
Однако, большинство либералов считают оптимизм технократов попыткой “выдать желаемое за действительное”. Отсутствие в России права собственности, произвол служб безопасности и геополитическая напряженность перевешивают любые реформы. В апреле Путин объявил о создании новой «национальной гвардии», на которую возложены обязанности борьбы с беспорядками, а также функции его личной охраны.
Замена открытой политики византийского двора на маневрирование не нова для России. Также и во времена президентства Бориса Ельцина, в 1990-е годы, настоящей борьбой за государственную власть была не та, что велась между Ельциным и коммунистами, бросившими ему вызов на президентских выборах, а та, что велась внутри Кремля, между приверженцами либеральной экономической политики и представителями органов госбезопасности, в том числе телохранителями Ельцина, которые изо всех сил пытались завоевать внимание президента. Борьба за благоволение Путина становится все более ожесточенной, поскольку лишь немногие либералы полагают, что он уйдет в отставку, когда в 2018 году истечет его очередной президентский срок. Вопрос не в том, бежит ли Путин, а в том, какая его ипостась победит.