Новости мира

Борьба за власть: Уход Каримова и рассвет коллапса режимов, – Злой одессит

После смерти правителя начинается хаос. Стабильность в регионе будет нарушена: террористические угрозы и рост влияния России, волнения народных масс и рассвет радикализма ожидают Узбекистан.

Последние два дня все новостные ленты пестрят сообщениями о госпитализации, а также смерти президента Узбекистана Ислама Каримова, вот уже как 26 лет бессменно правящего этой страной. Каков бы ни был финал этой истории, в любом случае он не представляет собой радужных перспектив, как для Узбекистана, так и для остальной элиты постсоветских республик, заигравшихся в тоталитарный пасьянс. И на то есть ряд причин и предпосылок – не испытывать излишнего оптимизма.

Борьба за власть

Уход Каримова, в какой бы форме он ни был, повлечет за собой безусловную борьбу за власть, которая развернётся как на протяжении следующих 3-х месяцев, до внеочередных выборов, так и после. На этот период, согласно Конституции Узбекистана, и.о. президента будет председатель Сената, коим ныне является Нигматилла Юлдашев, в прошлом – министр юстиции. Но Юлдашев будет, как и полагается, временной «персоной во власти», поскольку очевидным претендентом №1 на пост президента является нынешний премьер-министр Шавкат Мерзияев.

Мерзияев входит в клан Каримова и он близок семье. Ему покровительствует как второй человек в Узбекистане – глава Службы национальной безопасности Узбекистана Рустам Иноятов, так и супруга Каримова – Татьяна, занимающая отнюдь не второстепенную роль в управлении страной. Сам же Мерзияев является человеком пророссийских взглядов и, что немаловажно, он родственник известного олигарха Алишера Усманова, который, кстати, помогал организовать врачебную помощь больному президенту.

Между тем, в этой партии не стоит забывать и о первом вице-премьере правительства Рустаме Азимове, который в последние дни находится под жестким прессингом (а по некоторой информации, и под стражей), в лучших традициях правления Каримова. По сути, Азимова к высшему государственному посту не допустят – это факт, но есть свой момент – Рустам человек прозападных взглядов и, сохранив свои позиции, в будущем на него может быть сделана ставка уже других сил.

Ну и судьба дочери президента Узбекистана Гульнары, которой в своё время сулили передачу президентского поста по наследству – это кронпринцесса, ныне находящаяся под домашним арестом, также может в корне измениться. И хотя она имеет серьезные проблемы с законом, в частности, её обвиняли в отмывании денег, а The Organised Crime and Corruption Reporting Project представило расследование, в ходе которого было установлено, что Гульнара получила более 1 миллиарда долларов от скандинавских и российских телекоммуникационных компаний для выхода на рынок Узбекистана… Тем не менее, дочь президента очень хорошо подходит на роль жертвы отца-тирана, и не исключено, что эта фигура тоже будет разыграна.

ИГИЛ поднимет голову?

Узбекистан в последнее время редко всплывал в контексте террористических угроз, во многом благодаря жесткой форме правления и бескомпромиссной борьбой не только с оппозицией, но и исламистами. По официальным данным, на 2016-й год в ряды террористической организации ИГИЛ вступило не более 2 тыс узбеков. Весьма посредственное количество, если даже сравнивать с той же Россией. Но…

Но дело в том, что в соседнем Афганистане весьма вольготно себя чувствует организация Исламское движение Узбекистана, которое ныне подчинено «халифу» ИГИЛ аль-Багдади. Не исключено, что именно эта организация в будущем может играть роль катализатора исламского движения в стране, делая ставку на притеснения и коррупцию властей. Ведь кровавый разгон демонстрации в Андижане в 2005 году всегда можно использовать для нужного настроя масс, а критический уровень безработицы в Ферганской долине может стать источником пополнения рядов боевиков.

Межэтнические разногласия

На протяжении всего своего правления Каримов проводил жесткую меж-этническую политику – ассимиляцию. Между тем, этнический состав Узбекистана не однороден и разнообразен. В частности, узбеков в стране, по официальным данным, проживает лишь 78%, но эти данные, вероятнее всего, надуманы, дабы продемонстрировать монолитность нации.

В Узбекистане же проживает более миллиона русских, таджиков, самая большая диаспора казахов – 1,2 млн! Если новый президент не сможет найти взаимопонимания между всеми нациями в границах страны, то границы могут начать трещать, и регион получит очередную горячую точку.

В итоге… Уход Каримова может вызывать радость у защитников прав человека и поборников демократических ценностей, но уж точно он не добавит стабильности в регионе. Позиции нового президента будут не настолько крепки, как у хана Ислама. Террористические угрозы и рост влияния России, волнения народных масс и рассвет радикализма…

Да, пессимистично, но, с другой стороны, чего еще ожидать от государства, выросшего на тоталитарных зернах? Увы, но большинство постсоветских республик, избавившихся от совкового ярма, надели на себя своё – аутентичное, срок годности которого истекает… А когда тиран умирает, зачастую начинается хаос. И пускай об этом помнят все любители круглых двухзначных дат в своих президентских сроках.

regional