Станет ли Москва экспортировать «русский мир» в Беларусь? Вероятность достаточно высока, и появление первых «воинов интернационалистов» в непосредственной близости от границ – недобрый сигнал для Минска. Равно как и для всей Европы.
Честно говоря, сообщение о том, что у беларуской границы скапливаются российские войска, совершенно не удивило. И 214 военнослужащих 28-й отдельной мотострелковой бригады из Екатеринбурга, прибывшие в Клинцы Брянской области, что буквально в двух часах пути от Гомеля – это лишь первая партия «братьев» (а может, уже и не первая), задачи которых в данном районе не совсем ясны.
Что же, как минимум, имеем в наличии довольно нестандартную ситуацию, ведь, как известно, Беларусь и Россия союзники, тогда к чему дополнительное скопление войск у границ дружественного государства? Разберемся?
Аннексия Крыма и вторжение на Донбасс российских войск оживили структуру, которая последние два десятилетия находилась в состоянии спячки, за исключением рубежа 90-х и 2000-х, на которые припали война в Югославии и борьба с мировым терроризмом. Да-да, речь идет о НАТО. И ни для кого не секрет, что альянс на сегодняшний день нарастил серьезный потенциал в Восточной Европе, отрабатывает маршруты и переброску войск из самых отдаленных уголков ЕС к границам с Россией, наращивает бронетанковый кулак и т.д.
Однако Брянск находится равноудаленно на стыке Украины и Беларуси. Переброска туда боеспособных частей, имевших опыт боевых действий на Донбассе, несколько озадачивает – уж точно не для наступления на одну из стран альянса, и вряд ли для создания оборонного рубежа, хотя…
Намедни независимый военный эксперт Александр Алесин предположил, что данная переброска является подготовкой к формированию двух дивизий, одной в Смоленской, другой в Брянской областях, предназначенных для создания второго оборонного рубежа. Во многом эта уверенность базируется на том, что двух дивизий для осуществления наступательных операций мало.
Гибридное эхо
Сложно не согласиться с Алесиным, но все же… Конечно, для осуществления полномасштабного наступления нужен серьезный потенциал, исчисляемый армией и, может, даже не одной, в зависимости от целей и задач, но это из методичек прошлого века, а мы живем в эпоху гибридных трендов.
Витебская, Могилевская и Гомельская области Беларуси, как ни одна другая, подвержены симпатиям к «русскому миру». К тому же там на протяжении последних лет набирают обороты псевдопатриотические движения, являющиеся аналогом тех, что были созданы на Юге и Востоке Украины для организации военизированного, подготовленного, пророссийски настроенного сопротивления.
Нужна ли армия, чтобы изменить политический строй в Беларуси? Политический строй, который в последнее время все больше получает комплиментов от Запада, и все менее учтив с Кремлем? Политический строй, который умело лавирует на протяжении всего времени своего существования, но в котором нельзя быть уверенным на все 146%? Нет, не нужна.
Угроза
Конечно, для многих вероятность вторжения России даже в гибридном формате в Беларусь кажется подобным бреду в горячке. Но, разве в 2014-м году не такой был разыгран сценарий, так же мало что имеющий общего с существовавшей до этого реальностью «для большинства»?
Главный отрицательный момент заключается в том, что поведение России сложно предугадать, и ориентироваться необходимо лишь на её неизменные амбиции империи-реваншиста, желающей вернуть как минимум то, что когда-то принадлежало ей в границах 1905 года. И в случае реализации этих амбиций на куда более уязвимой Беларуси, в сравнении с Украиной, Кремль сможет удовлетворить свой аппетит.
Сможет, потому, что Запад не встанет на защиту республики, у власти в которой до недавних пор находился последний европейский тиран, звание которого перенял Путин, и который до сих пор ассоциируется со всем тем, что не вписывается в понятие демократии и свободы западной цивилизации. Сможет, потому как пророссийские настроения в органах власти и силовых структурах РБ так же сильны, как в Украине двухлетней давности. Сможет, потому как военный потенциал и возможности армий двух стран вообще не соизмеримы.
В итоге – станет ли Москва экспортировать «русский мир» в Беларусь? Вероятность достаточно высока, и появление первых «воинов интернационалистов» в непосредственной близости от границ – недобрый сигнал для Минска. Равно как и для всей Европы.