Новости мира

В Ираке и Сирии провозглашено новое Исламское государство во главе с халифом

Против новорожденного, но быстро растущего Халифата выступили американцы, россияне, иранцы, израильтяне, курды и турки

Исламский Халифат

Первым халифом – земным наместником пророка Мухаммада и руководителем правоверных – по решению исламской общины в 632 году Н.Э. стал его тесть и близкий соратник Абу Бакр ас-Сиддик Абдулла ибн Усман аль-Курейши. Таким образом, в суннитском исламе был заложен институт Халифата – религиозно-государственного объединения мусульман. В отличие от знаменитого христианского постулата “Богу – богово, а кесарю – кесарево”, в исламе нет разделения на духовную и общественно-политическую сферы, поэтому халифы были не только религиозными, но и военно-политическими лидерами.

Институт Халифата в различных модификациях просуществовал до 1924 года, когда распад Османской империи и начавшаяся секуляризация привели к его фактической ликвидации. На конференциях, созванных в Мекке и Каире для избрания нового халифа, никакого решения принято не было, пост остался вакантным, а судьба Халифата – неопределенной. Однако мечта по новому “золотому веку”, с которым у многих мусульман по всему миру ассоциировался Халифат, никуда не делась. В разных частях света то и дело предпринимались попытки назначить нового халифа, однако все они неизменно заканчивались провалом. Пакистанские духовные авторитеты, в частности, объявили Осаму бин Ладена “Имамом правоверных и Мечом Всевышнего (Сейфулла)”, однако до титула халифа он так и не дотянул: американцы досрочно отправили многообещающего кандидата в лучший мир.

Но, как известно, свято место пусто не бывает. Тем более, если это место свято в самом что ни на есть буквальном смысле. В первый день священного для мусульман месяца – 1 рамадана 1435 года по хиджре (29 июня 2014 года Н.Э.) на севере Ирака новым халифом правоверных был объявлен шейх Абу Бакр аль-Курейши аль-Багдади – лидер группировки Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), захватившей обширные территории и многочисленные города по обе стороны ирако-сирийской границы.

Внимательные наблюдатели тут же заметили вставку “Аль-Курейши” в имени новоиспеченного халифа. Она означает принадлежность к аравийскому племени курейшитов, выходцем из которого был и сам пророк Мухаммад, и подавляющее большинство его сподвижников. Для специалистов этого говорит об одном: шейх настроен в высшей степени серьезно. Для простых мусульман “халиф Абу Бакр аль-Курейши” звучит примерно так же, как для простых христиан “Апостол Петр, первый епископ Рима”.

Имя, возвращающее людей в легендарные времена возвышения их религии, ко многому обязывает. Новый халиф, как к нему ни относиться, прекрасно это понимает. В первый же день он провел глубокий ребрендинг своей организации. Вместо странной аббревиатуры ИГИЛ на свет появилось намного более лаконичное и веское “Исламское государство”. Тут есть тонкий лингвистический момент: с определенным артиклем “Аль” для арабского уха это название звучит как “то самое, единственное в своем роде, наднациональное Исламское государство. Настоящий Халифат”.

Все остальные – Саудовское и Хашимитское королевства, разного рода “демократические республики” и тому подобные изобретения последних лет, – были моментально девальвированы. В своих названиях они несут отпечаток земного, мелочного, разделяющего мусульман по различным признакам. На их фоне Халифат с Абу Бакром во главе – это нечто настоящее, неподдельное, в каком-то смысле – ниспосланное с неба. Поразительные военные успехи этого квазигосударства, напрямую отсылающие к выдающимся победам первых халифов, только укрепляет многих мусульман в этом мнении.

Абу Бакр наверняка отдает себе в этом отчет: он уже призвал единоверцев во всем мире поддержать его начинание, присягнуть ему на верность и совместными усилиями добиваться восстановления Халифата в границах шире прежних. Карта прилагается: вся северная Африка, весь Ближний Восток и половина Центральной Азии, вся Индия, Малайзия, Индонезия и Сингапур. В общем, мировому сообществу есть о чем задуматься.

Если бы речь шла о создании открытого, демократического и лояльного ко всем общества, то идея могла бы даже показаться интересной. Но тут речь идет о предельно жесткой, нетерпимой и тоталитарной военно-теократической системе, свято верующей в свое право отрубать руки и головы всем несогласным. Кстати, включение в карту будущего государства Израиля, Индии и Пакистана как бы намекает, что Халифат планируется сделать ядерной державой. А это уже совсем серьезно.

Коалиция “неверных”

Сказать, что мир переполошился – это не сказать ничего. Против Абу Бакра и его последователей начала стихийно оформляться коалиция, которую еще месяц назад невозможно было представить. О своей готовности ставить палки в колеса Халифата дружно объявили США, Россия, Иран, Израиль, Турция и иракский Курдистан. Хотя и по разным причинам, все эти игроки совершенно не в восторге от появления экспансионистского государства, идеологию которого даже в Аль-Каеде называют садистской и мракобесной.

Кстати, детище Осамы бин Ладена также не в восторге от потери звания главного врага “крестоносцев и сионистов”. Причина проста: деньги исламских благотворительных фондов сейчас пойдут на нужды реально существующего Халифата, а не последователям бин Ладена, которые ничего дельного так и не создали.

Как водится, громче всех о необходимости спасать мир от создания террористического государства заголосили США. В Вашингтоне разгорелся нешуточный спор между теми, кто предлагает немедленно вмешаться в происходящее и сторонниками наблюдать за развитием дел со стороны. Первые полагают, что без участия США, в том числе – военного – ситуация войдет в штопор, Халифат распространит свой контроль не только на Багдад, но и на соседние страны, после чего делать что-то будет уже поздно.

Их оппоненты настаивают, что американцы уже нарубили достаточно дров в регионе, чтобы снова наступать на те же грабли, отправляя в Ирак войска. Президент Барак Обама в результате принял компромиссное решение, направив в Багдад 300 военных советников (все тут же вспомнили о 300 спартанцах), которые не будут принимать участия в боевых действиях.

Конечно, эти 300 человек серьезно на ход войны повлиять не сумеют, но совесть Обамы теперь чиста: в иракские дела он вмешался, но боевые подразделения отправлять туда не стал. Кроме того, в Вашингтоне задумались об ускорении поставок Ираку истребителей F-16, давно уже обещанных, но все еще остающихся в США из-за бюрократических проволочек и сопротивления Конгресса.

Пока американцы жарко спорят, в Москве уже действуют – благо все любители поспорить давно и надежно изолированы от общества. Когда Абу Бакр объявлял о создании Халифата, из России в Ирак уже летели военно-транспортные самолеты с грузом штурмовиков Су-25 для иракских ВВС. Эти дозвуковые, тяжело бронированные самолеты предназначены для непосредственного воздушного прикрытия наземных войск. Каждый из них несет несколько тонн ракет и бомб, способных испортить жизнь любому строителю Халифата. В плоской, как стол, иракской пустыне Су-25 могут оказаться очень полезными для уничтожения колонн и наземных объектов боевиков. Действия России вполне объяснимы: успех Абу Бакра в Ираке рано или поздно приведет к росту активности строителей Халифата и на Кавказе, чего Москве совсем не хотелось бы.

Российские авиатехники, приставленные обслуживать самолеты, и американские советники, призванные упорядочить хаотичную иракскую армию, – лишь первые иностранцы, попавшие на фронт борьбы с суннитским Халифатом. Вскоре в Багдаде ожидают куда более многочисленную группу товарищей – несколько тысяч шиитских “добровольцев” из иранского Корпуса стражей Исламской революции. Иранский генерал Масуд Джазаери в эфире одного из телеканалов заявил, что его страна готовит “серьезный и решительный отпор” суннитским боевикам. Поводом для вступления Ирана в войну может стать разрушение или осквернение одной из шиитских святынь, щедро рассыпанных по территории Ирака. Поскольку лидеры Халифата не скрывают крайне негативного отношения к шиитам и всем, что с ними связано, подобный инцидент – лишь вопрос времени.

Если иранцы, по всей видимости, собираются действовать в центральной части Ирака, у городов со священными мечетями, то на западе своих владений Халифат рискует столкнуться с куда более грозным противником: Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ).

В Иерусалиме уже объявили, что встанут на защиту Иордании, если только исламисты попробуют дестабилизировать эту страну. Абу Бакр и его товарищи не скрывают, что Иордания вполне может стать их следующей, после Ирака и Сирии, целью, поэтому беспокойство Израиля вполне обосновано. В Иерусалиме совсем не хотят получить на своей границе средневековый Халифат вместо слабой и нестабильной, но хотя бы прогнозируемой и рациональной монархии. При этом Израиль уже приобрел союзника в возможной войне – иракский Курдистан.

Курды, столетиями мечтавшие о собственном государстве, благодаря развалу Ирака, de facto его обрели. Теперь дело за юридическим признанием этой реальности. И первой страной, призвавшей мир решиться на этот шаг, стал Израиль, чей премьер Биньямин Нетаниягу официально поддержал независимость Курдистана. Теперь, если ЦАХАЛ действительно начнет боевые действия против разрастающегося Халифата, курды наверняка поддержат это начинание. Учитывая желание Абу Бакра ликвидировать Курдистан как самостоятельную единицу, это почти неизбежно.

Турция, которая ни о каком независимом Курдистане и слышать не хочет, окажется в непростой ситуации: Анкара опасается, что пример окажется заразительным, после чего и турецкие курды потребуют независимости для себя. Однако набирающий силу Халифат – угроза посерьезнее: их стратегическая цель – захват всей Турции, а не нескольких регионов на юго-востоке страны. Свое отношение к сидящей в Анкаре власти они уже продемонстрировали, взяв в заложники сотрудников турецкого консульства в Мосуле. На этом фоне вполне можно допустить, что Анкара не будет сидеть сложа руки, и предпримет какие-то действия против исламистов.

Сейчас не будет большим преувеличением сказать, что появление Халифата напугало практически весь мир. Ситуация действительно очень серьезная, она является потенциальной угрозой всему нынешнему мировому порядку. Именно поэтому россияне, забыв все разногласия, готовы помогать американцам, а иранцы и израильтяне собираются бороться против общего врага.

Мировому сообществу, если оно желает добиться результата, следует действовать быстро и решительно, иначе новый Халифат перестанет быть историческим курьезом и превратится в силу, справиться с которой будет уже невозможно.

kuznecov