Новости мира

Путин теряет контроль, – Focus

"В Дагестане ни дня не проходит без столкновений между полицией и исламистами. В результате двойного теракта вблизи столицы республики Махачкалы один полицейский погиб, двое других получили ранения. Неужели кошмарный сон Владимира Путина становится реальностью и боевики, вернувшиеся из Сирии, способны захлестнуть регион новой волной террора?" - задается вопросом Focus.

“Ситуация в и без того неспокойной кавказской республике продолжает накаляться: на Северном Кавказе, большинство населения которого составляют мусульмане, экстремисты воюют за создание независимого от России “эмирата”. При этом роль группировки ИГИЛ (запрещенной в России. – Прим. ред.) в регионе, по всей видимости, неуклонно растет. Путин рискует потерять контроль над ситуацией”, – продолжает автор публикации Ида Хальтауфдерхайде.

Подобные опасения оправданны, считает немецкий эксперт по Кавказу Кристиан Остхольд. В беседе с изданием он подчеркнул, что Россия может в дальнейшем потерять контроль над регионом, если не разработает стратегию, решающую социальные и экономические проблемы.

По данным официальных источников в Москве, к организации “Исламское государство” в Сирии и Ираке примкнули порядка 2 тыс. граждан РФ. По мнению экспертов, речь идет о 4-5 тысячах боевиков.

Как пишет далее автор, ответственность за двойной теракт под Махачкалой, произошедший во вторник вечером, взяла на себя ИГИЛ.

“Вполне возможно, речь идет об акте возмездия”, – считает Кристиан Остхольд. Недавно спецслужбам удалось предотвратить теракт в Дагестане. “С того момента, как правительство предпринимает жесткие меры против предполагаемых террористов, в регионе участились случаи атак на полицейских”, – говорится в статье.

“Эксперты уже называют Дагестан новой Чечней: на протяжении многих лет чеченцы пользовались репутацией хороших солдат – на них был большой спрос в рядах исламистов. Вербовщикам ИГИЛ удалось заманить многих молодых людей радужными перспективами заработка, власти и признания – и это все на фоне угрозы бедности на родине и отсутствия работы”, – пишет издание.

Теперь, похоже, в фокусе исламистов оказался Дагестан. Такие факторы, как бедность, коррупция, высокий уровень безработицы и недостаточный уровень образования среди населения, “как известно, становятся благодатной почвой для радикализации”, указывает Остхольд. Эксперт говорит и о том, что эта кавказская республика в силу исторических причин никогда не чувствовала своей принадлежности к России: “Можно сказать, здесь существует традиция противостояния во имя ислама”. И, в отличие от Чечни, считает эксперт, речь в Дагестане идет не о религиозном фанатизме, а о поиске выхода из-под “колониального давления со стороны России”.

Эксперт предрекает снижение политической стабильности в регионе, что приведет к вынужденному “сдерживанию свобод граждан со стороны правительства”. А это, по его словам, может привести “к потере власти над Северным Кавказом”.

Сегодня очевидно, продолжает Остхольд, что регион примкнул к территориям, на которых исламисты развернули настоящую активность. Действующая на территории Чечни, Грузии и Дагестана террористическая группировка “Имарат Кавказ” (запрещенная в РФ. – Прим. ред.) официально присягнула на верность ИГИЛ. “Боевики, вернувшиеся из Сирии и Ирака, играют на этом фоне скорее второстепенную роль”, – считает Остхольд, указывая на то, что большинство “возвращенцев” ликвидируются вскоре после прибытия.

В этой связи, подытоживает эксперт, российское правительство должно направить свои усилия на укрепление региональной властной элиты и повышение благосостояния населения региона.

innika