Парламентский демарш российских социал-демократов против путинских "антисанкций" свидетельствует о готовности отдельных российских политиков проверить уровень протестных настроений в обществе.
Новость о том, что депутаты от “Справедливой России” внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который оспаривает путинское августовское эмбарго на поставку продовольствия и сельскохозяйственной продукции из США и ЕС в Россию, прошла практически незамеченной.
По мнению депутатов, путинский указ противоречит, не много и не мало, а Конституции Российской Федерации, согласно которой “каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности”.
Кроме того, социал-демократы вслух сказали, что меры эмбарго неэффективны и вызвали необоснованный рост цен на продукты.
“Запрет на ввоз доброкачественных, безопасных для здоровья граждан продуктов привел к ограничению конституционного права российских предприятий на экономическую деятельность, поскольку для многих предприятий не существует экономически разумной альтернативы тому сырью, на использовании которого построены их технологические циклы”, – говорится в документе.
Конечно, ни о каком “бунте против Путина” речь и близко не идет. “Справедливая Россия” в последние годы была “системной оппозицией” – как в России принято называть организации, обеспечивающие имитацию политического плюрализма в стране. И небольшая ссора, возникшаяув “эсеров” с Владимиром Путиным в 2011 году, к радикализации оппозиционности не привела. В противном случае представители “Справедливой России” сидели бы не в Государственной Думе, а в других, хотя и тоже вполне государственных, учреждениях. И на то, что нынешняя Госдума отменит путинский указ, они, конечно, не рассчитывают.
О перспективах предложения “СР” ясно свидетельствует, например, реакция председателя комитета по экономической политике Игоря Руденского, который заявил, что не поддержит предложение группы депутатов относительно того, как его “расписали” на его комитете.
Однако предложенным законопроектом российские социал-демократы делают первый, пока еще очень осторожный тест реальных настроений российского общества по той реальности, в которой приходится жить рядовым россиянам.
Хоть и со статусом “системной оппозиции”, однако со сложными отношениями с “Единой Россией”, “справедливоросы” вполне обоснованно считают, что на выборах в российский парламент в следующем году могут остаться если и не совсем за бортом, то в качестве вполне декоративного элемента Госдумы. И если одного из лидеров “СР”, своего личного друга Сергея Миронова Путин трудоустроит, то судьба остальных членов партии станет их личной проблемой.
Поэтому, очевидно, “эсеры” и решили проверить, как повлияет на их рейтинг попытка использовать недовольство россиян по поводу заметного падения уровня жизни. В случае, если такая попытка будет успешной, очевидно, борьба за экономические права россиян может стать двигателем избирательной кампании “Справедливой России” на выборах в Госдуму, запланированных на следующий год.
Не исключено, что эта попытка происходит если и без одобрения, то и без лишнего раздражения со стороны Кремля.
Может быть, инициатива “Справедливой России” является трюком Владимира Путина, который лично хочет прояснить для себя настроения в российском обществе, не прибегая к услугам “придворных социологов”? Теоретически – да, но вероятность этого минимальна. В противном случае информационное сопровождение законопроекта было бы далеко заметным.
Подобные “тесты” свидетельствуют о том, что ни российские политики не слишком верят во всенародную любовь к Владимиру Путину, ни, вероятно, он сам не слишком на нее полагается. И перед лицом экономического коллапса, когда перед российским президентом остается лишь две альтернативы – “задний ход” или полномасштабный тоталитаризм, всем интересно знать, сколько еще может продолжаться действующая политика Кремля. Интересуются этим вопросом, как видим, не только в Вашингтоне, Брюсселе или Киеве, но и в Москве. И реакция российского общества на “справедливо-российскую” инициативу – если таковая, конечно, случится – станет одним из ответов на такой вопрос.