Новости мира

Время комфортного сидения на «нефтяной игле» закончилось для всех – эксперты

6 апреля страны ОПЕК+ и примкнувшие к ним Азербайджан и Казахстан в формате видеоконференции будут обсуждать новое соглашение и новые объемы сокращения добычи нефти.

Минимальный порог сокращения уже известен – Дональд Трамп настоял убрать 10 миллионов баррелей, которые должны уйти с рынка уже сейчас, а еще пять миллионов – чуть позже. Как и ожидалось, экспортеры нефти предложение американского президента приняли, но еще не теряют надежды выторговать для себя более мягкие условия.

Об этом пишет Дмитрий Рой для издания haggin.az

Это спровоцировало небольшую заочную перепалку между саудитами, Россией и лично Дональдом Трампом. Эр-Рияд и Владимир Путин выступили с заявлениями практически аналогичного содержания: сокращать, дескать, готовы, но только в том случае, если на аналогичные меры пойдут и американцы.

И тут же получили ответное заявление от президента США, сделанное им на брифинге в Вашингтоне: «Пошлины принесли нашей стране невероятное количество денег. Я применил их в отношении Китая, я применил их в отношении других. …Использую ли я их для нефти? Это то, что я могу сделать. Думаю ли я об их применении в настоящий момент? Нет. Но если к нам относятся несправедливо, то это инструмент». То есть Трамп открыто угрожает пошлинами.

Более категорично сообщить Москве и Эр-Рияду о том, что «торг здесь неуместен» попросту невозможно, или вы принимаете американские условия, или США уберут «лишние» баррели в принудительном порядке, как это уже было сделано в отношении Ирана и Венесуэлы.

Дональд Трамп заявил, что в сделке России и Саудовской Аравии по сокращению нефтедобычи на 15 млн баррелей в сутки он выступил посредником, сообщает Reuters.При этом, по его словам, США в свою очередь не обязаны сокращать объемы добычи нефти.

Помимо этого, Трамп заявил, что власти США помогут нефтяным компаниям страны, пострадавшим от падения спроса на нефть на фоне эпидемии коронавируса, чтобы те остались в “хорошей форме”.

Разумеется, встают чисто технические вопросы, о которых, говоря про складывающуюся ситуацию совершенно не следует забывать. Так, к примеру, даже совершив чудо и воскресив «воскресив» ОПЕК+, та же Россия снизить добычу сразу даже на 2-3 миллиона баррелей в сутки просто не в состоянии.

Скважина – это не водопроводный кран, многие из них находятся на российском Севере, и прекращение эксплуатации часто сопряжено с тем, что из-за сурового климата через какое-то время они просто выходят из строя – образуется пробка из замерзшей нефти и все, для возобновления добычи приходится рядом бурить другую.

У саудитов в этом отношении ситуация получше, а потому именно с ними американцы и намерены договариваться, хотя, разумеется, не только в нефти здесь дело. Достаточно напомнить, что для выработки некой совместной позиции Вашингтон направляет на несколько месяцев в Эр-Рияд своего очень высокопоставленного представителя. Причем американцы не скрывают, что да, эта позиция будет антироссийской.

США попытались еще раз обозначить свою позицию: американцы не будут в вопросах нефти сотрудничать с кем-либо на равных. Для США это будет означать отказ от статуса модератора нефтяного рынка, а следовательно, мирового рынка в перспективе.

Но здесь есть и еще один нюанс: предстоящее масштабное сокращение добычи, которую продавливает сейчас Вашингтон, не будет последним. Мировая экономика продолжит масштабную рецессию и сокращение потребления нефти продолжится. Сокращение добычи сдержит цену, но не сдержит падения поступлений от торговли нефти в бюджеты государств.

Нефтяной кризис продолжит усугубляться, а ущерб станет ощущаться далеко за рамками собственно нефтяной промышленности. И что произойдет «на выходе» – точно сейчас не скажет никто. Как заметил в свое время легендарный министр нефти Саудовской Аравии Ахмед Заки Ямани, «каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни, так и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть».

Даниел Ергин, вице-председатель IHS Markit, справедливо замечает в отношении предстоящей видеоконференции ОПЕК+, что «прекращение борьбы доли рынка приведет к сокращению излишков, его наводняющих, снизит давление на хранилища и окажет психотерапевтический эффект, успокоив панику, которая является одним из факторов цены. Но таким образом решится лишь часть проблем».

Поскольку главное в том, что завтра нам предстоит жить уже в новой реальности – новых правил регулирования цен на нефть при достаточно умеренном ее потреблении. Не коронавирус, а именно окончание комфортного сидения на «нефтяной игле» является сегодня главным вызовом для стран-экспортеров.

Оксана Ельченко