Новости мира

Германия должна спасти мир, – американский журналист

Мощь Германии по сравнению с остальной Европой продолжает расти, но она пока не желает этого признавать

Об этом написал Томас Фридман, американский журналист, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии.

Неделя, проведенная в Берлине, оставила во мне два противоречивых чувства: первое – ощущение, что сегодняшняя Германия заслуживает Нобелевской премии мира, а второе – что завтра Германии придется преодолевать сформированный Второй мировой войной пацифизм, чтобы стать более серьезным и активным глобальным игроком.

Что касается первого пункта: то, что за последние 15 лет немцы перевели почти 30% своей электросети на солнечную и ветровую энергию – огромный вклад в стабильность нашей планеты и ее климата. Ключевой идеей немецкой энергетической трансформации стали субсидии, которые позволили немцам устанавливать источники альтернативной энергии на собственных крышах и получать ощутимую экономию.

Не буду отрицать: вначале субсидии обходились Германии очень дорого. На них ушли миллиарды евро, которые собирались путем увеличения счетов на электроэнергию. Но цель состояла не просто в том, чтобы увеличить количество людей, пользующихся альтернативными источниками энергии. Рост спроса привел к тому, что цены на альтернативную энергию снизились, сделав ее более доступной. Энергетическая трансформация оказалась абсолютным успехом. Теперь, когда цены на солнечную энергию упали на 80%, а на ветровую – на 55%, альтернативная энергия может полноценно конкурировать с традиционными источниками энергии.

«Я считаю, что самым большим успехом немецкой программы энергетической трансформации стало то, что мы поспособствовали развитию производства китайских солнечных батарей, – отмечает Ральф Фукс, президент Фонда имени Генриха Белля, политической основы Партии Зеленых в Германии. – Мы создали масс-маркет, и это привело к росту производства и резкому падению цен». И все это в стране, крайняя северная точка которой находится в той же широте, что и крайняя южная точка Аляски!

Это серьезное достижение в деле спасения мира. И, к счастью, с падением цен требовалось все меньше субсидий. Немцы, которые установили на своих домах солнечные батареи, получили однозначную выгоду, поэтому программа по-прежнему остается популярной везде, кроме угледобывающих регионов. На сегодняшний день солнечной и ветровой энергией пользуются более 1,4 млн немецких домохозяйств. «Существует тысяча энергетических кооперативов, которыми руководят частные лица», – говорит энергетический эксперт Клаудиа Кемферт.

Оливер Кришер, представитель по вопросам энергетической политики фракции «Зелёных» в Бундестаге, сказал мне: «У меня есть друг, который, возвращаясь домой в солнечный день, даже с женой не здоровается. Он бежит в подвал и смотрит на датчик, сколько электричества он получил за сегодня. Это новый тренд».

Итак, если так обстоят дела с возобновляемой энергией, как насчет энергии – и мощи – государства? Через два поколения со времен Второй мировой нежелание Германии оказывать какое-либо влияние за пределами ее границ глубоко въелось в подкорку сознания ее граждан. С учетом прошлого Германии это, пожалуй, хорошо. Однако так дальше продолжаться не может. Сейчас на Германию оказывается огромное давление, ведь эффективность ее государственных институтов, верховенство права и мощь ее экономики, костяком которой является средний бизнес, уникальны для нынешней Европы.

Главная претензия немецких чиновников к Греции – это не греческая фискальная политика, которая в последнее время несколько улучшилась, а гниение и коррупция в государственных учреждениях. «Греки не могли бы провести необходимые реформы, даже если бы очень хотели», – сказал мне один немецкий чиновник. Госорганы Афин находятся в полнейшем раздрае.

Сейчас, когда Америка все меньше интересуется Европой, Великобритания все больше отдаляется как от ЕС, так и от стремления быть глобальной военной силой, Франция и Италия переживают экономические трудности, а большинство стран НАТО сокращают свои оборонные бюджеты, Германии не удастся долго уклоняться от лидерства. Германии придется выступить катализатором действий ЕС в районе Средиземноморья, через который в Европу попадает все больше беженцев, и где Россия и Китай планируют провести совместные учения в середине мая. Мощь Германии по сравнению с остальной Европой продолжает расти, но она пока не желает этого признавать. Один из немецких международников выразил дилемму, с которой столкнулась его страна, следующим образом: «Нам придется привыкать к лидерским полномочиям, но не забывать, что другие страны не очень привлекает перспектива лидерства Германии. Поэтому мы должны действовать через ЕС».

Вот вам мой прогноз: Германия станет первой зеленой европейской супердержавой. Могут ли два этих аспекта сосуществовать в одной стране? Им придется.

По материалам НВ
innika