Россия ищет замену партнерству с Западом, которое из-за Украины испорчено на долгие годы. Сможет ли Москва наладить с Китаем модернизационное партнерство, которое бы отвечало ее интересам, и будет ли союз России и Китая стабилен?
Уже сейчас, как считает эксперт киевского Института Евро-Атлантического сотрудничества Андреас Умланд, вырисовываются три основных проблемы. Доводы эксперта публикует немецкая газета Die Zeit.
1. Слабая экономика России приведет к потере политического веса
“Еще до так называемого украинского кризиса экономика России была слабее китайской. В 2015 году по сравнению с ситуацией двухлетней давности соотношение сил принципиально изменилось, – отмечает Умланд: – российская промышленность оказалась в длительной рецессии, а китайская продолжает расти, пусть и замедленными темпами. Кроме того, если Россия отворачивается от прежних экономических и политических партнеров на Западе, то Китай, напротив, развивает связи с игроками по всему миру”.
Эти противоположные тенденции увеличивают пропасть между двумя самыми крупными государствами Евразии и изменяют восприятие их силы во всем мире. В результате, констатирует автор, “Россия теряет в весе на фоне других динамически развивающихся стран, поскольку ее экономические проблемы растут так же быстро, как и ее политическая изоляция”. “В итоге Россия станет игроком второго сорта – причем не только в Европе, но и в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)”, – прогнозирует Умланд, замечая, что “российское руководство не привыкло к подобной роли”. “Китай не преминет воспользоваться уходом России с Запада и заполнит торговые и инвестиционные бреши, – говорится далее. – Со временем у Китая будет все меньше причин видеть в России равноправного союзника”.
2. Навязанный азиатский союз против европейского проекта
“ШОС и группа БРИКС – это альянсы, основанные на прагматизме, которые вряд ли можно назвать антизападными, – продолжает Умланд. – Эти союзы не смогут предоставить России ни опоры на длительную перспективу, ни путей развития. К тому же у России и Китая нет серьезных культурных связей и единых, исторически обусловленных планов на будущее”. Экономическое и политическое сотрудничество между Россией и азиатскими странами в будущем может укрепиться, но никакого трансазиатского проекта, к которому в качестве альтернативы европейскому проекту могла бы присоединиться Россия, нет.
3. Культурные различия и геополитические конфликты интересов
“Растущее китайское присутствие в России будет воспринято населением положительно, если российская экономика начнет расти, – подчеркивает автор. – Но что будет, если китайские и другие неевропейские инвестиции вкупе с торговлей не смогут компенсировать потери российской экономики, вызванные “разворотом от Запада”? Что будет, если на фоне сокращения российской экономики азиатские концерны станут поглощать российские предприятия, а в российских городах будут расти китайские диаспоры?”
“В этом случае культурные различия между китайцами и россиянами могут превратиться в геостратегическую проблему для Москвы”, – указывает эксперт. Несмотря на то, что в последнее время прокремлевским СМИ удалось улучшить имидж Пекина в глазах россиян (по данным опросов, они стали больше симпатизировать Китаю), эта работа была проделана в период относительной экономической стабильности и малого уровня китайского присутствия в российской жизни. “Но в контексте изменений присущий российскому обществу постсоветский расизм может коснуться приехавших в Россию китайских предпринимателей, туристов, студентов, гастарбайтеров и иммигрантов”, – пишет Умланд. В результате “проблемное отношение многих россиян к неславянским и азиатским мигрантам негативно скажется на отношениях России с другими среднеевропейскими государствами”.
“К тому же по географическим причинам Россия и Китай – это конкуренты в Центральной Азии. В будущем притягательная сила Китая для стран региона будет только расти, даже в случае полного бездействия Пекина. А поскольку через некоторое время у Москвы будет все меньше сил и средств для обозначения своего присутствия, центральноазиатские страны постепенно будут отворачиваться от России, – полагает автор. – А если Китай захочет несколько агрессивнее воспользоваться собственной силой в Центральной Азии, чем это допустит Кремль, дело и вовсе может дойти до ссоры. Ввиду нынешней конфронтации с Западом из-за Украины это могло бы иметь фатальные последствия для всей российской внешней политики”.