В четверг 18 декабря президент Владимир Путин провел десятую по счету ежегодную пресс-конференцию для российских и зарубежных журналистов.
Slon выбрал из репортажей западных медиа об этом событии шесть самых красноречивых цитат.
Daily Beast подчеркивает, что беседа Путина с журналистами разочаровала тех, кто, поверив пресс-секретарю президента, ждал объявления особых мер для спасения экономики.
“После катастрофической ежегодной пресс-конференции Путину нужно, чтобы его кто-нибудь обнял. Выступление не предложило решений для пикирующей экономики России, но зато он много времени проговорил о медведях, – пишет Анна Немцова, корреспондент Daily Beast и Newsweek в Москве. – Очень может быть, что Путин остался последним оптимистом в стране, вступившей в период замешательства и разочарования”.
Guardian называет прошедшую пресс-конференцию почти классическим примером общения Путина с прессой: “все хорошо, только не спрашивайте про рубль и вторжение на Украину”.
“С первого взгляда, с заигрывающими вопросами о личной жизни, нуарными остротами, грубоватыми метафорами про животных и сильной антизападной риторикой, это была классическая пресс-конференция Путина. Но в этом году было и кое-что новое, – сообщает московский корреспондент издания Шон Уокер. – Путин, который начал с цифр о позитивных экономических показателях (в том числе “рекордном урожае”), не мог слишком долго игнорировать слона в комнате, но зато отмел его как что-то преходящее”.
“В начале сессии он как будто был не в духе, постоянно кашлял, но вскоре вошел в свою колею и, кажется, был доволен сам собой, уклоняясь от жестких вопросов и отпуская шутки по поводу более дружелюбных. В конечном итоге пресс-конференция была попыткой изобразить, что все как обычно. Сообщение, которое должны были вынести простые россияне, было такое, что экономические проблемы – это маленькая точка на экране радара, а даже если это и не так, то все дело в том, что Запад преследует Россию, а не действия самой России на международной арене привели к ее изоляции”.
“Подтверждая то, насколько серьезны вызовы (для экономики), даже журналисты из кремлевского пула задавали вопросы о политике России. Но Путин нырял, раскачивался и выразил мало сожалений по поводу самого турбулентного года за те полтора десятилетия, что он у власти”, – отмечает глава московского бюро WP Майкл Бернбаум.
“Оказывается, целиком основывать свою экономику на нефти – это плохая идея. Как выяснила Россия, стоит лишь нефтяным ценам внезапно упасть, и вы тут же получите экономический кризис, который превратится в валютный кризис, который перетечет в финансовый кризис, который, естественно, только ухудшит экономический кризис. Этот скорбный круг сложно остановить, и неважно, как упорно вы будете настаивать на том, что ваш медведь не позволит сделать из себя чучело, – продолжает автор экономического блога в WP Мэтт О’Брайан. – Российскому правительству нужно больше долларов, и самый простой способ их получить – то, что экономисты называют валютным контролем. Путин клянется, что этого не будет, но это ложь: он уже начал. Правительство начало мониторинг продажи валюты и будет “инструктировать” в данном вопросе экспортеров. Путин может называть это как хочет – и тут наверняка найдется место аналогии про медведя, – но это мягкий валютный контроль”.
Статья в Telegraph сравнивает Путина с человеком, который “старается скрыть собственную некомпетентность”.
“Мы увидели бессвязные, но сбалансированные уловки в духе Микобера (бедный, но неунывающий персонаж “Жизни Дэвида Копперфильда” Чарльза Диккенса, любимым выражением которого было “что-нибудь подвернется”. – Ред.), призванные купить время”, -говорится в колонке бывшего британского дипломата Чарльза Кроуфорда, опубликованной изданием.
Vox называет медвежьи метафоры президента безумными, но необходимыми для понимания сегодняшней России.
“Владимир Путин на пресс-конференции, где он должен был прокомментировать все усугубляющийся экономический кризис, привел обширное и странное сравнение с медведями, которое заслуженно привлекло массу внимания, потому что звучало абсолютно как слова сумасшедшего, – считает контент-директор Vox Макс Фишер. – Но на самом деле медвежьи примеры важны для понимания Путина и его растущей враждебности по отношению к Западу”.
“Путин хитро поступает, когда утверждает, что настоящая причина краха российской экономики в том, что Россия настолько великая, что гнусные западные империалисты не выдерживают и пытаются посадить медведя на цепь. Такие рассказы популярны в России. Но они опасны и для нее самой, и для Запада, потому что Путин в качестве решения любой проблемы оставляет себе только националистическую риторику и агрессию”.
Bloomberg View разглядел за словами российского лидера желание смягчиться в украинском вопросе.
“Это был винтажный Путин: некающийся, воинственный и – во всяком случае для тех, кто находится снаружи пузыря государственных медиа – параноидально бредящий, с разговорами о зловещих Других, которые хотят посадить на цепь, лишить когтей и сделать чучело из русского медведя, – пишет журналист Марк Чампион. – Но между строк этой бравады можно было прочесть как минимум два важных сообщения. Первое было о том, что Путин совсем не так уверен в экономике, как пытается показать, а второе – что он, возможно, желает всерьез поговорить о прекращении конфликта на Украине”.
“Российский лидер уже не в первый раз предлагает себя в качестве миротворца. Вопрос в том, действительно ли он имеет в виду именно это”.