Срочные переговоры между Израилем и Россией, которые прошли на этой неделе касались исключительно ситуации в Сирии и присутствия на ее территории российской армии.
По словам источника, на встрече, которая продолжалась около трех часов, российскому руководству были очерчены “красные линии”, которые Израиль ни при каких обстоятельствах не позволит переступить ни “Хезболле”, ни Асаду, ни Ирану, ни даже российским военным.
Визит Нетаньяху в Москву был определен как “рабочий и срочный”. Его готовили в кратчайшие сроки, а состав делегации определялся буквально в последние сутки.
Вместе с премьером в российскую столицу отправились начальник Генштаба Гади Айзенкот, глава военной разведки Герцль Халеви, глава Совета по национальной безопасности Йоси Коэн и министр абсорбции, выходец из бывшего СССР Зеэв Элькин.
По мнению бывшего посла Израиля в России, ныне старшего сотрудника Института по национальной безопасности при Тель-Авивском университете (INSS) Цви Магена, участие высших военных командиров в этой поездке вызывает ряд серьезных вопросов.
“Присутствие начальника Генштаба на таких переговорах уже само по себе необычное явление и выходит за рамки дипломатического протокола, – говорит Маген. – Это означает, что принимающая сторона обязана пригласить на встречу, как минимум, военного подобного же ранга и обсуждать они будут исключительно вопросы стратегического характера”.
По словам бывшего дипломата, главной целью израильской стороны на переговорах в Москве, было озвучивание конкретных пунктов, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть приемлемы для Иерусалима:
Первое: Израиль не может позволить себе сочетание действующего режима во главе с Башаром Асадом, растущего иранского влияния в Сирии, в том числе в районе Голанских высот, а также передачи оружия боевикам “Хезболлы”.
Второе: Если Россия обуславливает свое военное присутствие в Сирии необходимостью борьбы против ИГИЛ, то какие конкретные шаги она намерена предпринять? И хотя в данном вопросе интересы Москвы и Иерусалима полностью совпадают, израильтяне хотели бы получить более подробную информацию о планах российских военных.
Третье: Российское военное присутствие не должно ограничить свободу действий израильской стороны на территории Сирии во всем, что касается предотвращения попыток передачи оружия радикальным исламистским группировкам, в частности, в Южном Ливане.
“Учитывая все эти факторы и представительный состав делегации, могу предположить, что израильская сторона вернется из Москвы не с пустыми руками”, – отметил бывший дипломат.