Новости мира

Путинский “пустынный лис”, – Der Spiegel

Человек, на которого Владимир Путин делает ставку в Ливии, служил уже многим господам", - пишут политические обозреватели немецкого журнала Der Spiegel Кристина Хебель и Кристоф Зюдов о ливийском генерале Халифе Хафтаре.

Получивший образование в СССР Хафтар в 1969 году еще молодым офицером поддержал путч Муаммара Каддафи против короля Идриса и стал у Каддафи главой Генштаба. Но после плена в конце 80-х годов он впал в немилость, получил убежище в США и в 1996 году при поддержке американцев организовал путч против Каддафи, который быстро потерпел фиаско. В итоге на ливийскую землю он вернулся уже после гибели Каддафи.

Сейчас Хафтару 73 года, и, несмотря на возраст, “он – самый могущественный человек в Ливии”. Ему подчиняется Ливийская национальная армия, состоящая из остатков армии Каддафи.

Хафтар, как говорится далее, “отказывается признавать правительство премьер-министра Фаиза Сараджа в Триполи”. Все потому, что у него за спиной серьезная поддержка, а именно – президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и куда более влиятельный президент России Путин. “Кремль чует шанс при помощи Хафтара переменить в свою пользу ситуацию в еще одной стране “арабской весны”, – подчеркивают журналисты.

Прежде всего, как отмечает издание, “генерал должен будет пробивать в Ливии экономические интересы России: еще до своего свержения Каддафи заключил с Москвой ряд договоров на поставку вооружения. По данным достоверных источников, после свержения Россия потеряла соглашений на 4 млрд долларов”. В 2010 году, как напоминает издание, Ливия была вторым по величине покупателем российского оружия. И Хафтар, в свою очередь, якобы пообещал исполнить часть соглашений, подписанных Каддафи. Речь идет как минимум о 2 млрд долларов. Как бы то ни было, Кремль отрицает, что ведет подобные переговоры – в том числе из-за действующего эмбарго ООН на поставки вооружения в Ливию.

Деньги Хафтар “может взять из продажи нефти и газа: его войска контролируют практически все крупные месторождения нефти и нефтяные порты на востоке Ливии. К настоящему времени добыча нефти удвоилась с 300 тыс. до 700 тыс. баррелей в день, а в феврале глава одного из российских нефтяных концернов и приближенный Путина Игорь Сечин вместе со своим ливийским коллегой Мустафой Саналлой подписал соглашение о сотрудничестве и разведке новых нефтяных месторождений”, продолжают журналисты.

Помимо этого, с недавнего времени в Ливию были отправлены российские наемники. Глава российской военной компании “РСБ” Олег Криницын подтвердил, что его подчиненные работают в Бенгази. Согласно официальной версии они занимаются разминированием и защитой нефтяных танкеров от пиратов.

Между тем Евросоюз смотрит на Ливию с тревогой, в том числе, из-за тысяч мигрантов, которые, как и прежде, продолжают попадать в Италию через Средиземное море. Канцлер Германии Меркель и другие главы государств и правительств ЕС делают ставку на то, что временное ливийское правительство будет препятствовать потоку мигрантов. Однако большая часть ливийского побережья контролируется не им, а Хафтаром. “В итоге наибольшие опасения имеются у Мальты – ближайшей к Ливии стране-члену ЕС, – заключают Хебель и Зюдов. – Глава мальтийского МИДа на прошлой неделе неоднократно предостерегал от сценария, при котором решение о том, сколько мигрантов из Ливии будут попадать в ЕС, будет приниматься Россией и ее союзниками”.

innika