Новости мира

Худший день Хиллари Клинтон: Кандидатом в президенты занялось ФБР

Небрежность при работе с секретной информацией грозит оборвать карьеру бывшей госсекретаря.

Сотрудники Федерального бюро расследований (ФБР) днем 12 августа пришли в центр хранения данных небольшой IT-компании Platte River Networks в штате Нью-Джерси. Сама эта компания их нисколько не интересовала – их целью был хранящийся в дата-центре сервер, принадлежащий Хиллари Клинтон и ее семье. Фэбээровцы со всеми предосторожностями вывезли добычу на одну из своих баз, специализирующихся на обработке цифровых данных для внимательного изучения его содержимого и возможного восстановления стертой из его памяти информации. От того, что именно ФБР сумеет выудить из старого сервера, полностью зависит судьба Хиллари Клинтон. Поле возможностей в этом смысле сейчас очень широко – от позорного суда и тюрьмы до триумфальной победы на выборах и возвращения Клинтонов в Белый дом. Правда, первая опция на данный момент выглядит несколько более вероятной.

Нехорошая история вокруг этого сервера завязалась еще в 2014 году, когда началось расследование убийства четырех американцев в консульстве в Бенгази. Именно тогда выяснилось, что следователи не могут получить доступа к электронной переписке уже бывшей госсекретаря, так как вся ее почта хранилась не на защищенных от взлома серверах ведомства, как то положено по инструкции, а на ее личном почтовом сервере, размещенном в подвале ее семейного особняка в штате Нью-Йорк. Одного этого было достаточно для скандала, однако тогда эта история сошла Клинтон с рук. Она быстро распечатала 55 тысяч страниц переписки, которая, по ее словам, имела отношение к ее работе в Госдепартаменте, и передала эти данные в архив ведомства. Остальные письма, пояснила экс-госсекретарь, касались ее личных дел. Сразу после этого сервер был очищен от данных и передан на хранение в Platte River Networks.

Республиканцы в Конгрессе не унимались, требуя предоставить этот сервер для изучения спецслужбам, однако Клинтон настаивала, что это ее личная собственность, поэтому никому ничего она передавать не будет. Однако на этом сюжет не закончился. Теперь вопросы возникли у американской контрразведки, которая прикинула и ужаснулась, какими данными могли бы разжиться хакеры, взломав почту Клинтон. В начале лета 2015 года генеральный прокурор США Лоретта Линч поручила ФБР выяснить, была ли поставлена под угрозу национальная безопасность страны из-за хранения данных государственной важности в подвале частного дома. Также агенты должны были узнать, не использовала ли Клинтон уязвимую для атак хакеров электронную почту для обмена секретной информацией.

Сама госсекретарь несколько раз громогласно объявила, что ни разу не пользовалась персональной электронной почтой для получения или отправки секретной информации. Контрразведка решила проверить эти заявления. Из 55 тысяч страниц текста они наугад вытащили для анализа 40 электронных писем. Почти сразу выяснилось, что Клинтон врет: два письма из сорока содержали данные под грифом «конфиденциально», а еще два – «совершенно секретно». Можно, конечно, предположить, что это досадная случайность, оставшаяся незамеченной, а в остальных десятках тысяч писем никакой секретной информации нет. Но это даже звучит неправдоподобно. И это речь идет лишь о тех письмах, которые Клинтон сама передала Госдепартаменту! Что там в посланиях, которые она стерла, на этом фоне остается только догадываться.

Разумеется, в этих условиях ФБР не могло не заинтересоваться ее сервером. Сама Клинтон заявляет, что передала его спецслужбе «добровольно», но вообще ни один американский комментатор в это не верит. Скорее всего, ФБР пригрозило, что если не получит сервер немедленно, то обратится в суд за получением улики по уголовному расследованию. Для кандидата в президенты такой процесс с точки зрения пиара был бы настоящей катастрофой, поэтому Клинтон и решила отдать злосчастный сервер «добровольно».

Еще одна деталь: по уверениям специалистов, стертые из памяти сервера данные с помощью ряда приемов можно восстановить в объеме, превышающем 90 процентов от изначального. Но при одном условии: если память не была повреждена физически. То есть, если жесткий диск не разбили молотком или не залили кислотой, то письма можно будет извлечь и прочитать. Если же сервер был поврежден, то это не оставит никаких сомнений: Клинтон отчаянно что-то прячет. Пока о его физическом состоянии информации нет.

Но и на этом беды экс-госсекретаря не заканчиваются. По данным Fox News, дело принимает совсем нехороший оборот. Источник телеканала в Госдепартаменте на условиях анонимности рассказал, что кто-то тщательно стер грифы секретности с документов, переданных Клинтон Госдепу. Поэтому в ее архиве они не были «конфиденциальными», «секретными» и «совершенно секретными». Поскольку документы из ЦРУ, АНБ и других разведывательных ведомств содержат эти грифы обязательно, то вымарывал их из писем кто-то, «близкий к Клинтон», если не она сама. Это – уже двойное и очень серьезное преступление: несанкционированное изменение совершенно секретного документа, а также хранение совершенно секретной информации в небезопасном месте, коим является сервер Хиллари Клинтон. В США за такие проделки можно оказаться в тюрьме до конца дней.

Чтобы выяснить, кто именно и когда редактировал конфиденциальные документы, как раз и нужен сервер, поковырявшись в котором все это можно узнать. Если на сервер Клинтон письма приходили с грифами секретности, а она их вернула Госдепу без соответствующих грифов, то налицо будет состав сразу двух уголовных преступлений. Если же это она сама этого не делала, а постарался кто-то из «доброхотов» в ее команде, то радости это не прибавит, поскольку начнется расследование по статье о «преступном сговоре». А по американским законам, любой человек, получающий или собирающийся получить какую-либо выгоду от такого сговора, считается соучастником, даже если напрямую в нем не участвует. В ФБР в таких ситуациях обычно поступают следующим образом: ловят «мелкую сошку», которая в обмен на сделку со следствием и условный срок сдает все свое руководство. Ловить «боссов» за руку даже не приходится.

Клинтон оказалась в крайне неприятной ситуации. Если дело начнет развиваться в описанном выше направлении, ей будет уже не до президентской кампании: придется постараться, чтобы в тюрьму не загреметь. Единственный луч света в этом темном царстве для нее – это скрупулезность и неторопливость американских правоохранительных органов, которые могут вести расследование и год, и два. У Хиллари Клинтон есть некоторое время для выстраивания линии обороны. Ее штаб уже начал бомбардировать доноров и сторонников письмами, в которых вся эта история названа «чушью», «несуразицей» и «политическим заказом», однако их возражения по сути смотрятся жалко. Самое распространенное сейчас звучит так: «Хиллари ничего не знала и не понимала, что приходящие на ее почту письма – совершенно секретные». Может ли слабоумие и/или некомпетентность служить оправданием для человека, собравшегося в президенты США, – вопрос открытый.

На этом фоне из штата Нью-Гемпшир 12 августа пришли совсем грустные для Хиллари новости. Сенатор от Вермонта Берни Сандерс, еще полгода назад считавшийся лишь «сумасшедшим социалистом», не имеющим никаких шансов даже приблизиться к электоральным показателям Клинтон, совершил невозможное. Впервые за время избирательной кампании его рейтинг превысил рейтинг бывшей госсекретаря. Причем сразу на семь процентов: 44 за него против 37 за нее. И это – за два месяца до первых дебатов и за полгода до голосования! Похоже, что именно Сандерс станет кандидатом в президенты от демократов.

По материалам «Новое время»
regional