Известный эколог Маргарита Литвиненко считает, что добыча песка из дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища в Керчи, где хранились токсичные отходы предприятия «Камыш-Бурунский железорудный комбинат», может привести к экологической катастрофе. Эколог сообщает, что особенно необходимо обратить внимание на содержание в песке таких веществ, как хром и мышьяк. В то время как песок активно используется в строительстве и завозится на детские площадки
Добыча песка из дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища в Керчи, где хранились токсичные отходы предприятия «Камыш-Бурунский железорудный комбинат», может привести к экологической катастрофе.Такое мнение 3 октября в эфире Радио Крым.Реалии выразила крымский эколог Маргарита Литвиненко
«Особенно следует обратить внимание на такие вещества, как хром и мышьяк. Конечно же, это будет экологическая катастрофа, если этот песок используется сейчас в строительстве. На детские площадки его везут, как утверждают местные жители. Возможно, городской пляж уже летом 2016 года был опасен для отдыхающих. Экологи и гидробиологи сразу сказали, что, если токсичный песок в больших количествах попадет море, это может привести к экологической катастрофе», – говорит Литвиненко.
По ее словам, вредоносные вещества могут влиять на здоровье людей и повлечь смерть живности.
«Это смерть морской живности, изменение состава морской воды вблизи этого места, это ущерб здоровью людей. Только анализы покажут, если они действительно хорошо проведены, насколько токсичные вещества будут влиять на организм», – добавила Литвиненко.
1 февраля 2018 года Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины сообщило, что Киев отслеживает последствия широкомасштабной добычи токсичного песка из дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища, где хранились ядовитые отходы предприятия «Камыш-Бурунский железорудный комбинат».
По заявлению украинского министерства, добыча песка угрожает окружающей среде Керченского полуострова и Черного моря, а также «создает чрезвычайную ситуацию и угрожает здоровью людей».
В мае 2017 года подконтрольная Кремлю Керченская межрайонная природоохранная прокуратура запретила добывать песок из дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища.
В 2016 году в сети появилось видео, на котором Нижне-Чурбашское хранилище отходов выглядит как разрытый карьер, и видно, как тяжелая техника добывает и вывозит оттуда песок.
Депутат подконтрольного Кремлю крымского парламента Юрий Юрьев (фракция ЛДПР) в 2016 году утверждал, что на строительстве объектов на территории Керченского полуострова может использоваться «отравленный ядами песок».
В украинском министерстве отметили, что количество мышьяка в отходах превышает предельно допустимую концентрацию в 500 раз, содержание сурьмы – в три раза, ванадия – в 3,5 раза, хрома – в 1420 раз, фосфора и железа – 341 и 370 соответственно. В песке дамбы, граничащей с отходами, содержание мышьяка в 377 раз выше предельно допустимой концентрации. В глубине насыпи концентрация опасных соединений уменьшается, но их все равно в 40 раз больше чем предельно допустимая концентрация, подчеркнули в украинском министерстве.
Хвостохранилище (специальное сооружение для безопасного хранения токсичных веществ) эксплуатировалось с 1968 года и предназначалось для сбора ядовитых отходов обогащения руд Камыш-Бурунского железорудного комбината, сейчас используется российскими властями Крыма. Сброс пульпы в хвостохранилище был прекращен в 1994 году вместе с работой Камыш-Бурунского железорудного комбината, однако сейчас, по сообщениям крымских СМИ, эти отходы используют для строительства. Площадь участка, где происходит добыча, составляет 64 288 квадратных метров (длина – 860 м, ширина – 75 м).