Новости мира

Может ли Китай стать сверхдержавой, – Bloomberg (ИНФОГРАФИКА)

В статье рассказывается, каковы сильные и слабые стороны Китая и сможет ли он занять место США как мощной сверхдержавы мира.

В то время, как страна имеет большие денежные резервы, внутри нее все равно существуют экономические и финансовые проблемы, и если ситуация в этой сфере ухудшится, то это может оказать большое давление на амбиции президента Си Цзиньпина.

Китай хочет доминировать в Азии, и на этом региональном уровне прогнозы относительно его экономического роста, численности населения и расходов на оборону показывают, что он обгонит США к 2030 году.

Но быть региональной сверхдержавой – это не то же самое, что быть глобальной сверхдержавой. Эту концепцию впервые использовали для описания Британской империи, Советского Союза и США:

Согласно определению, “сверхдержава” – это страна, способная распространять доминирующую власть и влияние в любой точке мира, в более чем одном регионе земного шара одновременно, и поэтому может добиться статуса глобального гегемона.

Это, в свою очередь, требует успеха во многих областях, где необходима демонстрация силы: экономической, военной, политической и культурной.

Экономическая сила

Китай уже является экономической сверхдержавой. По паритету покупательной способности, который показывает, сколько реально можно купить товаров и услуг за единицу валюты, Китай имеет большую экономику, чем США. Разрыв может только увеличиться, учитывая, что в Китае гораздо больше людей зарабатывают и покупают вещи, и они, вероятно, станут богаче, чем сегодня.

Однако рассмотрение масштаба экономики страны с точки зрения того, что она может купить на внутреннем рынке, может ввести в заблуждение. Сверхдержавы покупают военные базы, влияние и товары за рубежом. Высокотехнологичные самолеты-невидимки, которые они покупают, имеют международную цену. Доллары, которые Китай вкладывает в свой проект “Один пояс, один путь”, чтобы иметь связь с рынками по всему миру, – это всего лишь доллары с той же покупательной способностью, что и другие.

Один из способов измерить, сколько дополнительной покупательной способности Китая приходится на мировой рынок ежегодно, – это смотреть на рост ВВП в текущих долларах, нескорегированных к паритету инфляции или паритету покупательной способности.

Высокомотивированные люди Китая до сих пор были секретом необычайного успеха этой страны. Но из-за прежней “политики одного ребенка” этот источник роста, скорее всего, скоро исчезнет. Согласно прогнозам ООН, 1,4 млрд населения Китая начнет резко сокращаться, начиная с 2023 года.

Военная сила

Несмотря на то, что китайские военные еще не проходили через масштабные испытания, они изменились с тех пор, как в 1979 году воевали против Вьетнама. Китайская армия перевооружилась и скопировала, разработала или купила многие из ракетных и стелс-технологий, необходимых для сверхдержавы 21-го века.

Сейчас Китай тратит на оборону в три раза больше, чем Россия, и старается перекрыть все еще большой разрыв в этом вопросе с США. Пока Китаю все еще не хватает флотов и прочего оборудования для распространения власти во всех уголках земного шара, и он еще не может производить реактивный двигатель высокого уровня. Несмотря на это, его возможности уже заставили США изменить расчеты в спорном Южно-Китайском море, а также для любого потенциального конфликта в Тайване.

Наиболее замечательной частью военной модернизации Китая является то, насколько она была доступной, даже учитывая большое количество скрытых расходов на оборону в официальной статистике. Поскольку расходы на оборону Китая выросли с примерно $19 млрд в 1989 году до $228 млрд в 2016 году, стоимость в процентах от ВВП чуть изменилась, вероятно, оставаясь ниже 2%.

В некоторых сферах, в частности в вопросе количества тяжелых беспилотных летательных аппаратов, которые он имеет или экспортирует, Китай уже обогнал США. Его флот также быстро растет. Сосредоточившись на таких сферах, как ударные подводные лодки и ракетные технологии, Китай смог изменить баланс сил с США по относительно низкой цене.

Когда дело доходит до ядерного оружия, то Китай, как и ранее, остается игроком по сравнению с США или Россией. Китай проявил больший интерес к разработке новых технологий, таких как гиперзвуковые ракеты, кибер- и искусственный интеллект, чем к попыткам вести соревнования в ядерных запасах, оставшихся после холодной войны.

То же самое касается военных баз. Министерство обороны США утверждает, что под их контролем 516 военных объектов в 41 стране мира, в том числе 42 крупных и средних базы. В прошлом году Китай создал свою первую официальную заморскую базу в Джибути. Однако в Восточном и Южно-Китайском морях Китай пользуется преимуществом своих национальных баз и постепенно расширяет это сильное присутствие в Индийском океане.

“Мягкая сила”

Определяющим аспектом сверхдержавы США, которая возникла в результате разделения мира во время холодной войны, является крупная сеть альянсов, которыми она пользуется. Они варьируются от НАТО до Тихоокеанского пакта безопасности с Австралией и Новой Зеландией, а также ряда двусторонних военных соглашений с такими странами, как Япония и Южная Корея. США также является частью разведывательного альянса Five Eyes (Пять глаз), в который также входят Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия. У Китая по-прежнему мало официальных союзников, даже в Азии.

Миротворчество – еще один ненасильственный способ распространения влияния во всем мире. 20 лет назад Китай не играл почти никакой роли в миротворческих миссиях ООН, а сегодня он является крупнейшим поставщиком войск. Он также выплачивает более 10% общего бюджета ООН – больше, чем любая страна, кроме США, которые платит 28,5%.

Мягкая и политическая власть частично зависит от того, имеет ли сверхдержава хорошо обеспеченный корпус дипломатов, чтобы распространять свои послания по всему миру и склонять страны в соответствии с ее интересами. В Китае есть сравнительно небольшой кадровый состав дипломатов. Их количество растет, а их бюджет на следующий год увеличился на 15,6%, что примерно в два раза превышает темпы роста расходов на оборону.

Несмотря на это, бюджет расходов Китая на иностранные дела, составляющий $9,5 млрд, остается намного меньше американского, размер которого составил $55,6 млрд в 2017 году.

Когда дело касается технологий, президент Си в своей инициативе “Сделано в Китае 2025” показал, что Китай намерен обогнать США как доминирующую силу в сфере технологий, и хочет добиться этого уже в скором времени.

То же самое касается искусственного интеллекта, хотя это, по прогнозам Китая, должно произойти в 2030 году.

Выводы

Китай, безусловно, будет одним из крупнейших государств в мире, оказывая огромное влияние на формирование XXI века. Но удастся ли Китаю догнать США как сверхдержаву – до сих пор остается вопросом; кажется, что это возможно, хотя Китаю понадобится больше времени, чтобы достичь этого, чем предполагал его невероятный рост за последние 20 лет.

Уменьшение количества населения и его старение выглядит как самый большой риск для амбиций Си Цзиньпина. Когда США находились в таком же положении – росли и становились заменой для Великобритании как для наиболее доминирующей сверхдержавы в мире, количество американского населения в период с 1880 года до 1950 года выросло втрое.

regional