Россия остановила транзит газа по трубопроводу Ямал – Европа. Агентство Reuters пишет, что цены на газ в Европе с поставкой в короткие сроки могут стать отрицательными. Это означает, что продавцы газа будут вынуждены отдавать газ бесплатно или даже доплачивать, чтобы его забрали из переполненных хранилищ.
О перспективах российского газового рынка издание Настоящее время поговорило с партнером компании RusEnergy Михаилом Крутихиным.
Цены на газ в Европе уже сильно упали. Некоторые считают, что они могут уйти в сторону отрицательных значений. Что это будет означать для России и сколько может в итоге недополучить бюджет страны?
– Сильно упали – это, по-моему, даже недооценка того падения, которое произошло. Вы посмотрите, в прошлом году “Газпром” в среднем продавал свой газ за границу по цене 189 долларов за 1000 кубометров – это нормально, позволяло покрывать издержки и еще получать какую-то прибыль – и финансировать другие проекты. В этом году в последнюю пятницу цена опускалась до 22 долларов за 1000 кубометров по отдельным контрактам в середине Европы. “Газпром” сейчас продает примерно 60% своего газа по ценам, которые привязаны как раз к таким спотовым сделкам, и поэтому он очень сильно теряет. Мы уже видели, что за первый квартал “Газпром” потерял половину объема в течение года и половину своей валютной выручки. А если посмотреть по финансовым отчетам за первый квартал, то “Газпром” у нас в отрицательной зоне, он понес убытки. По-моему, они оцениваются где-то в 320 миллиардов рублей. Если дело так пойдет и дальше, то убытки эти будут гораздо выше.
Может ли сейчас “Газпром” что-то сделать, чтобы все эти ущербы каким-то образом компенсировать?
– Я думаю, что вряд ли это возможно, поскольку компания на протяжении всей своей постсоветской истории была зафиксирована на одном роде деятельности: добыча газа и поставка сухого газа – чистого метана – потребителям, строительство газопроводов для этого. Компания не использовала возможности по переходу на новый бизнес. Такой как, например, получение сжиженного газа – очень перспективное направление. Конкуренты в виде компании НОВАТЭК уже давно этим занимаются. Газохимия абсолютно не развивалась силами “Газпрома”, разве что партнеры немножко что-то делали. То есть компания не занималась диверсификацией своего бизнеса. И раз уж она зациклилась только на одном роде деятельности, то, скорее всего, поскольку популярностью сейчас этот бизнес не пользуется, ей придется или нести гигантские потери, или просто объявлять о своем банкротстве, о провале бизнес-политики. И если будет мудрое решение у нашего руководства, в чем я сомневаюсь, то “Газпром” расчленят на виды деятельности. Скажем, какая-то компания с государственным контролем будет заниматься транспортировкой газа, как во многих странах, – [например] как “Транснефть”.