Международные рейтинговые агентства грозят России "мусорным" статусом, хотя курс рубля укрепляется. Эксперты не ожидают заметных изменений до конца года, если только нефть не упадет. Российская молодежь, которое не знала даже запаха гречки или ассоциировала ее с бедным советским прошлым, теперь отслеживает котировки этой крупы наравне с валютными и нефтяными ценами, утверждает La Stampa.
23 декабря агентство Standard&Poor’s поставило кредитный рейтинг России на пересмотр с негативным прогнозом, напоминает The Times. “Через несколько недель российские гособлигации могут получить статус “мусорных”, и тогда международные инвесторы, которые не могут и не хотят владеть облигациями с рейтингом ниже инвестиционного, поневоле примутся их распродавать”, – пишет журналист Гарри Уилсон.
Агентство Moody’s 23 декабря предостерегло, что оно не исключает снижение рейтингов “Сбербанка”, ВТБ и некоторых других банков.
ЦБР уже был вынужден спасать банк “Траст”. Выделен триллион рублей для дальнейших вливаний в банковский сектор, но Moody’s утверждает, что даже этих мер может оказаться недостаточно: 7-9% кредитов России номинированы в долларах, и после ослабления рубля банкам, возможно, будет трудно их погашать.
“По иронии судьбы, единственный российский банк, рейтинг которого был снижен 23 декабря, – базирующийся в России филиал австрийского Raiffeisenbank”, – замечает автор.
“В среду Банк России заявил, что он стабилизирует финансовый сектор, оказав помощь компаниям в покрытии иностранного долга”, – передает The Wall Street Journal, напоминая, что западные санкции отрезали Россию от мировых рынков капитала.
Рубль стабилизировался в среду на фоне вялой конъюнктуры. Центробанк заявил, что он готов предоставить доллары и евро банкам, имеющим не менее 1,8 млрд долларов собственных средств, и будет рассматривать займы в иностранной валюте, выделенные крупным экспортерам страны, как обеспеченные кредиты, сообщает корреспондент.
“В целом эта мера явно благоприятствует тому, чтобы банковский сектор и экспортеры продолжили развиваться”, – считает Дмитрий Полевой, экономист финансовой корпорации ING, указывая, что ЦБ слишком с этим затянул.
“Мы связываем низкую активность на валютном рынке с высокими процентными ставками по межбанковским операциям. Ранее было возможно строить спекулятивные стратегии, используя заемные средства”, – утверждает Мария Помельникова, аналитик Raiffeisenbank (Москва). Теперь игра против рубля стала дорогой. “Какие-либо заметные изменения вряд ли произойдут до конца года. Основным риском является возможное падение цен на нефть”, – считает Помельникова.
Рубль вырос к доллару США до отметки в 56 рублей за доллар, сообщает корреспондент The Financial Times Элис Росс. Впрочем, валютные аналитики предостерегли, что укрепление российской валюты, видимо, продлится недолго, поскольку перспективы доллара США остаются позитивными, а цены на нефть – уязвимыми.
После рекордного ослабления рубль отвоевал почти треть своей стоимости к доллару, поскольку чрезвычайные меры российского правительства отчасти восстановили уверенность.
“Хотя мы определенно считаем, что давление на рубль может возобновиться в результате [снижения цен на нефть], мы также подозреваем, что пик валютного кризиса уже миновал”, – говорят аналитики BNY Mellon.
“Русские, охваченные паникой в связи с падением курса рубля, скупили не только iPhone 6 и кухни Ikea – нарастает тревога по поводу гречки, – сообщает из Москвы Анна Зафесова, постоянный автор La Stampa. – Зачастую ее невозможно отыскать на прилавках супермаркетов, несмотря на подорожание”. Зафесова пишет о “политико-экономико-гастрономической тайне”, поясняя итальянским читателям, что “гречневая каша -типично русское блюдо”. “Этот простой продукт, который никогда не увидишь в меню шикарных ресторанов и на столах новой буржуазии, находящейся в трауре по поводу пармезана и фуа-гра, переживает небывалый бум”.
Министр сельского хозяйства даже написал статью под названием “Хватит всем”. Но гречка уже вошла в моду. На Instagram имеет шумный успех #grechka с накачанными молодыми людьми и гламурными девушками, запечатлевающими себя на фото в обнимку с пакетом гречки. Гречка стала темой выступлений известных политиков, в том числе “отца приватизации” Анатолия Чубайса: они клянутся, что смогут пережить кризис “на одной гречке”. Целое поколение, которое не знало даже запаха этой каши или, как минимум, ассоциировало ее с бедным советским прошлым, теперь сидит на сайте с котировками зерна и отслеживает в реальном времени цену на гречку, наравне с ценой на доллар, евро и баррель нефти, утверждает журналистка.
По данным газеты “Коммерсант”, которая провела специальное расследование, инфляция и обесценивание рубля привели в действие почти генетические механизмы русских. Половина россиян делает запасы не долларов, а “соли, спичек, мыла”, а теперь еще и гречки. Имеющие горький опыт русские не устают верить в худшее, подытоживает Зафесова.