Россияне считают себя нацией миролюбивой и гордятся этим.
Если не поднимать полицейские сводки об убийствах на бытовой почве и не обращать внимания на наклейки “1941-1945. Можем повторить”, то в целом так оно, наверное, и есть. Но всё меняется, как только на горизонте появляется кто-то инакомыслящий. Люди готовы оправдать любое насилие, лишь бы избавиться от человека, “желающего странного”. Об этом пишет Илья Варламов в своем ЖЖ.
Если человек не одобряет деятельность президента, то “Сталина на него нет!”. Если он оказался геем, то надо сжечь его сердце. Если у него джинсы разодраны на коленках, то он наркоман, и его срочно надо сдать в полицию. Стигматизация мгновенна и неизбежна. Кроме того, в стране до сих пор популярен ветхозаветный принцип “око за око”.
Россияне поддерживают насилие в отношении человека, который сам прибегал к насилию. Это ещё можно объяснить эмоциями. Но, что самое странное, общество не против насилия в отношении людей, совершивших незначительные преступления. И это в стране, где процент оправдательных приговоров колеблется на уровне 0,5%!
“Респондентам предлагались примеры конкретных ситуаций, в которых они могли поставить себя на место полицейского, тюремщика или медика психиатрической больницы. В каждом случае нужно было определить, насколько допустимо или необходимо применение насилия. Все кейсы для опроса взяты из правозащитной практики “Общественного вердикта”. Это реальные случаи жестокого обращения, по большинству из которых идет или шло официальное разбирательство”.
Жутковатое исследование, проведённое фондом “Общественный вердикт” и социологами Методической лаборатории, говорит о том, что 73% россиян оправдывают насилие со стороны представителей власти в определённых ситуациях. 41,4% респондентов “разрешили” силовикам “идти на незначительные нарушения закона для раскрытия общественно значимых преступлений”. 63,4% согласились на то, чтобы пытали маньяка, который похитил детей и отказывается говорить, где выжившие; 51,7% не против того, чтобы полицейские избили вора, который вырвал у пенсионерки сумку и попытался убежать; 38,1% одобрили пытки фигуранта дела о массовом убийстве; 20,3% считают, что нормально избить хулигана, который пытается сообщить о своём задержании родственникам; 20,6% поддержали избиение заключённого, отказавшегося работать в колонии.
Оказалось, что на отношение респондентов к пыткам влияет только уровень образования и наличие собственного опыта столкновения с насилием. Остальные переменные значения не имели. Например, их ответы никак не коррелировали с материальным положением или полом.
Руководитель исследования, старший научный сотрудник Института социологии РАН Дмитрий Рогозин: “Здравый смысл подсказывает, что в отношении к пыткам люди должны отличаться когортами. Например, новое поколение, которому открылся мир, которое читает книги, которое более толерантно, должно осуждать пытки.
А “дети войны”, люди, рожденные в 1950-е годы в патриархальных семьях, должны быть более терпимы к пыткам. Но ничего подобного”. Я заметил, что сочетание “73% россиян” довольно часто появляется в социологических опросах.
Итак, 73% россиян одобряют пытки. А ещё? 73% россиян не особо нужен интернет; 73% россиян никогда не сталкивались с насилием; 73% россиян никогда не думали об эмиграции; 73% россиян предпочитают стабильность свободе; 73% россиян ощущают себя бедными; 73% россиян считают, что в стране всё хорошо.